Во время кризиса первым под удар попадает малый бизнес. Текущая ситуация сложна еще и из-за полнейшей неопределенности: никто не может точно сказать, когда закончится пандемия, какой ущерб она нанесла экономике, как долго будет длиться восстановление. Эксперт Бэн Ричмонд рассказал о трех шагах, которые должны предпринять владельцы малого бизнеса, чтобы удержаться на плаву.
Оптимизировать денежный поток
«Мы сейчас переживаем беспрецедентное время, - говорит Ричмонд. – Предпринимателям нужно подходить индивидуально к каждому своему клиенту и поставщику, потому что в кризисной ситуации оказались все».
Нужно активно общаться со своими клиентами и собирать просроченную задолженность, в кризисное время каждый счет может оказаться тем, что отделяет компанию от полного провала. «Будьте твердыми и честными», - советует Ричмонд.
Если вы работаете в той сфере, которая осталась востребованной, стоит пересмотреть условия оплаты. Например, перейти на предоплату или сократить время отсрочки.
«Стоит провести переговоры и с поставщиками. Если компании банкротятся, поставщики вообще не получают никаких денег. Но с теми предпринимателями, которые ведут себя открыто, честно, демонстрируют уверенность и обладают грамотным планом, поставщики будут работать с удовольствием и даже могут пойти на уступки», - уверен Ричмонд.
Построить три прогноза на будущее
«Если вы раньше этого не делали, работа может показаться сложной», - предупреждает Ричмонд.
Вам нужно составить три плана: оптимистичный, реалистичный и наихудший сценарий, когда все ваши клиенты банкротятся, а ситуация с пандемией затягивается на несколько месяцев.
«Получив три прогноза, вы сможете увидеть, где у вас есть запас финансов, а где наметился дефицит. Затем вы сможете собраться с командой и разработать методы выхода из сложившейся ситуации», - говорит Ричмонд.
Сократить расходы
Необходимо составить план, как сократить все ваши расходы настолько, насколько это только возможно. «Например, вы арендуете помещение. Обязательно поговорите с арендодателем открыто о сложившейся ситуации, может быть, вы сможете договориться об отсрочке или каких-то еще послаблениях. Если арендодатель будет знать, что у вас есть план по выходу из кризиса, он охотнее пойдет вам навстречу», - уверен Ричмонд.
Сейчас ситуация меняется буквально каждый час, поэтому, как никогда, важно умение адаптироваться под обстоятельства. Если у вас будет проработан план, а вы сами готовы принимать серьезные решения и нести за них ответственность, то ваш бизнес справится с кризисом и сможет стать еще крепче.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание