Случается так, что измученные монотонной работой мы с нетерпением ждем отпуска и откладываем деньги на поездку в какую-нибудь незнакомую страну. Целый год мы предвкушаем радости от своего турне и представляем, как будем любоваться экзотическими пейзажами и историческими памятниками. Но вот долгожданный момент настает, мы оказываемся в чужой стране и... понимаем, что ее красоты и достопримечательности нам совершенно неинтересны.
Если такое произошло, лучше замаскировать свою тоску и не проявлять излишне ярко свое разочарование. А иначе можно угодить в язвительный объектив Лоуренса Стефенса.
Скучающие туристы
Вот уже 13 лет Лоуренс Стефенс из Великобритании занимается фотографией. Он не из тех фотографов, что "живописуют" действительность с помощью аппарата и наборов светофильтров. Стефенс запечатлевает реальность такой, какая она есть, без прикрас. И иногда получается так, что нарочно не придумаешь.
Однажды во время одного из своих многочисленных путешествий Стефенс обратил внимание на толпу туристов, которые явно скучали, знакомясь с какими-то достопримечательностями из списка "Это нужно непременно увидеть". Они лениво бродили мимо исторических зданий и пафосных статуй, с тоской зачеркивая в списке очередной пункт.
Это свое наблюдение Лоуренс Стефенс счел достаточно забавным и сделал первый снимок изнывающего типичного туриста. Постепенно в его коллекции набралось столько фотографий на эту тему, что он решил выпустить целый фотоальбом, который так и назвал - "Скучающие туристы".
Фотоохота за зеваками
Впервые мысль целенаправленно охотиться за зевающими туристами посетила Стефенса в испанской Барселоне. Он пришел в знаменитый местный собор, чтобы поснимать красоты его интерьеров и экстерьеров, когда его взгляд вновь наткнулся на группу людей, зачем-то изнуряющих себя этими самыми красотами, очевидно их не вдохновляющими.
"В прохладе темных залов собора я быстро осознал юмористический потенциал, который скрывается в подобных местах туристических набегов, - говорит Лоуренс Стефенс. - На фоне прекрасной архитектуры слонялось множество ошеломленных, разочарованных, полусонных туристов, которые будто напрашивались на то, чтобы их сфотографировали".
Там, в Испании и была отснята большая часть будущего фотоальбома "Скучающие туристы". Значительно пополнилась коллекция и после того, как Стефенс съездил в Португалию.
В засаде на туриста
Во время своей работы Лоуренс Стефенс выработал целую тактику охоты на скучающих туристов. Приехав для работы в какую-либо страну, Стефенс намечает самые крупные места скопления туристов и посещает их с ознакомительным визитом. Выбрав несколько наиболее любопытных таких уголков, он выделяет целый день на то, чтобы поработать в них, и в каждом проводит не менее трех часов с фотоаппаратом наперевес.
При этом Стефенс не расставляет дополнительные световые приборы и не просит людей как-то попозировать - снимает все, как есть. "Я лишь наблюдаю за культурным явлением и представляю зрителям то, что увидел сам", - говорит он.
Некоторые туристы действуют, как по шаблону, один за другим рассматривают один и тот же непримечательный кустик или заглядывают в закутки, где нет ничего примечательного. Вот тогда удается сделать несколько похожих фотографий и выбрать самый забавный и выразительный дубль.
Смартфон - убийца любопытства
За время своей фотоохоты за туристами Лоуренс Стефенс пришел к одному печальному выводу: в последние годы само явление туристических путешествий сильно изменилось. И изменилось не в лучшую сторону.
"Конечно, и раньше люди скучали в отпусках. Но с момента появления смартфонов наши ожидания в отношении отпуска все чаще выливаются в разочарование, - считает фотограф. - Наше внимание не бесконечно. Как и наша способность быть любопытными. А мы их исчерпываем в Интернете".
Другой безрадостный вывод из наблюдений Стефенса заключается в том, что люди все больше склонны к тому, чтобы запечатлевать свой жизненный опыт, а не переживать его. Они не успевают прочувствовать радость или печаль момента - слишком уж торопятся достать смартфон или другой гаджет, чтобы сфотографировать обстановку, в которой оказались.
Соцсети - подельники смартфонов
Соцсети виноваты не меньше смартфонов в том, что люди перестали радоваться жизни, а только изображают свою радость для фотографий или видеороликов. Ведь снимки на смартфоны в первую очередь делаются для того, чтобы выложить их на "Фейсбук" или в "Инстаграм" и похвастаться перед подписчиками.
И часто разочарование у человека наступает именно из-за того, что он не испытывает тех эмоций, которые видит у других на фотографиях. Вот он приезжает в отпуск в места, которые ему живописал приятель. И не просто живописал, а показывал в качестве доказательств яркие, жизнерадостные фотоснимки. Тут-то и наступает разочарование, ведь самому ему не хочется скакать от радости при виде египетских пирамид или стен Колизея.
"Это подталкивает нас к созданию еще более восторженных воспоминаний для постов в Интернете, просто, чтобы создать иллюзию, будто мы провели время лучше, чем это было на самом деле", - сокрушается Стефенс.
При этом он не отказывает социальным сетям и гаджетам в положительных сторонах: "Да, социальные сети позволяют копить воспоминания и делиться ими. Но в то же время они разрушают способность людей погрузиться в то, что они наблюдают".
Книга
Все эти свои наблюдения Лоуренс Стефенс пытался передать через книгу "Скучающие туристы".
"В жизни ожидания часто приводят к чувству разочарования. Думаю, это особенно заметно в отношении туризма. И для меня книга выражает такое универсальное для любого человека состояние".
Лоуренс Стефенс очень надеется, что при взгляде на его снимки люди не просто улыбнутся забавным наблюдениям, но и задумаются о том, насколько сами вовлечены в собственное взаимодействие с окружающей средой. "Если это удастся, я буду считать, что моя работа завершена", - говорит он.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание