Несмотря на резкое падение биткоина, бывшая советская республика все еще делает на него ставку. Как налоговые льготы, полулегальные сделки с земельной собственностью и дешевая энергия стимулировали майнинг криптовалют в Грузии, и почему она хочет стать лидером в области криптографии?
Майнинг в поле
В течение последних трех лет небольшой склад без окон с одной железной дверью на окраине Тбилиси тратил электричество, которого было бы достаточно для обеспечением светом, теплом и всем необходимым 50 000 домов.
День за днем, без перерыва на обед или отдых сотни небольших складов и фур, затерявшихся в ветренной долине, занимаются майнингом биткоина - криптовалюты, кторая породила настоящую золотую лихорадку на просторах бывшей советской республики.
Bitfury - это компания, специализирующаяся на биткойнах. Она генерирует цифровые деньги на миллионы долларов, используя технологию блокчейн. Как ей это удается? Грузинская фирма использует сверхдешевую электроэнергию от гидроэлектростанции, которая находится в районе вулканических пиков Кавказа.
Даже когда цена криптовалюты стала стремительно снижаться, тысячи грузин продали машины, квартиры и даже коров, чтобы запрыгнуть в уходящий криптопоезд и купить мощные компьютеры, позволяющие присоединиться к лихорадке по биткоину.
Энергетический транжира
Почему грузинское правительство поддерживает майнинг и какую выгоду оно планирует извлечь из звания "самой активной криптодержавы в мире"?
Бывший премьер-министр Грузии поддержал компанию Bitfury, которая на тот момент базировалась в Сан-Франциско. В 2015 году одна из крупнейших крипто-ферм получила ссуду в 10 миллионов долларов от грузинского правительства, а правящая партия бывшей советской республики продала фирме участок размером 45 акров всего за 1 доллар.
Нужно ли уточнять, что стоимость электроэнергии в Грузии практически в два раза дешевле, чем в США или Европе? Усилия не прошли даром. Страна с населением всего 3,7 млн человек стала одним из крупнейших энергопотребителей в мире. При этом почти 10 % энергии тратится здесь на добычу криптовалюты.
Последние три года Грузия потребляла так много энергии, что Всемирный банк назвал ее "самой активной криптодержавой в мире".
Цифровая трансформация экономики
Однако вся эта, с первого взгляда продуманная правительственная кампания скорее всего столкнется в ближайшем будущем с определенными проблемами. Цена биткоина неуклонно снижается, и инвестиции в этот сектор продолжают падать. Большинство компаний, занимающихся майнингом, теряют деньги, когда цена на криптовалюту становится ниже, чем затраты на электроэнергию.
Грузия, в свою очередь, не сильно озабочена колебаниями цен на биткоин. При более внимательном рассмотрении понятно, что правительство делает ставку на блокчейн-экономику. Bitfury организовал перенос данных земельного реестра Грузии в блокчейн, сделав эту страну одной из первых, положившихся на безопасность новой цифровой технологии. Похоже, что и налоговая система страны скоро перейдет в новый формат.
"Сегодня приоритетом для нас является цифровая трансформация экономики, - заявил Георгий Кобулия, министр экономики Грузии.
Страна низких налогов
В самом центре Тбилиси туристов встречает отель Marriott с неоновой подсветкой. В ближайшем торговом центре можно найти банкомат для обналичивания биткоинов. Рядом светится вывеска с курсом всех цифровых валют.
Когда в 2003 году из-за беспорядков и протестов, которые привели к смене правительства, популярность и значимость Грузии на международной арене стала резко снижаться. Дабы вернуть свои позиции, правительство стало позиционировать себя как благоприятный для бизнеса форпост с чрезвычайно низкими налогами на инвестиции.
Нулевой налог на несуществующие деньги
Первой частной компанией, которая была готова пойти на риск и начать майнить коины на территории Грузии, была Bitfury, созданная в Латвии талантливым технологом Валерием Вавиловым.
Когда будущий исполнительный директор компании обратился к Реми Урумашвили, адвокату, а ныне главному представителю Bitfury в Грузии с предложением майнинга, юрист был озадачен.
"Они говорят, что хотели бы добывать биткоины, а я спрашиваю, что это вообще такое, - вспоминает Урумашвили. - Когда Валерий рассказал мне, что это новая валюта, которая существует лишь в Интернете. И тогда я ответил, что если ее не существует в действительности, то и налог на нее должен быть нулевым".
Беспроцентный кредит на майнинг
Урумашвили приложил много усилий, чтобы склонить грузинских законодателей к созданию в Грузии открытого рынка криптовалюты. Как только Bitfury открыл свои двери, в бывшей советской республике были созданы "свободные экономические зоны", где майнинг и электричество не облагались налогом.
Обмен биткоина и других электронных валют на доллары или фунты в Грузии имеет статус экспорта, который также не приносит государственной казне дополнительных средств. Таким образом, Bitfury находится в крайне привилегированном положении.
Ходят слухи, что бывший премьер-министр партии "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили был тайным спонсором майнинг-фермы и дал компании беспроцентный кредит в 10 миллионов долларов. Адвокат утверждает, что при создании Bitfury не было нарушено никаких законов, а кредит Иванишвили давно погашен.
Для обеспечения фермы бесперебойным электричеством правительством Грузии непосредственно рядом с Bitfury была возведена электростанция. В условиях страны, где цена на электричество не превышает 5-6 центов за киловатт-час, владельцы компании рассчитывают на процветание.
Бизнес для гигантов
Когда Bitfury обосновался в Грузии, цены на биткоин еще были в пределах 350 долларов. Однако буквально за год они взлетели до 20 000 долларов, принеся своим основателям неплохой доход. Сегодня, когда криптовалюта стремительно теряет в цене, мелкие фирмы быстро закрываются.
Однако такой гигант, как Bitfury, имеет высокую пропускную способность, которая может гарантировать ему дальнейшую работу и материальное благополучие.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание