Рубрики

"Гугл" поймали на продаже игры, созданной террористической организацией

Мобильные телефоны и особенно их разновидность - смартфоны - давно перестали быть средством общения. На них снимают фото и видео, с их экранов читают книги и ищут информацию в Интернете. Для кого-то уже и компьютеры с игровой приставкой не нужны - достаточно игр на телефоне.

Вот только устанавливая очередное мобильное приложение, можно случайно оказаться объектом чужих манипуляций и пропаганды.

За веру! За мечеть!

На первый взгляд игра "Священная оборона" (Holy Defence) - обычная стрелялка, написанная для системы "Андроид". Главный ее персонаж бегает вокруг мечети, очень точно срисованной с реально существующего в Дамаске мусульманского храма, и отстреливается от многочисленных врагов, пытающихся напасть на святыню. Игра получила высокие оценки от рецензентов и была скачена более 10 000 раз в интернет-магазине Google Play, через который и распространялась.

В магазине "Гугл" можно было найти и еще одну игру с куда более неприкрытой пропагандой терроризма. Называется она "Наступающее утро" (The Coming Morning), а главными персонажами в ней выступают дети, сбрасывающие бомбы на израильских солдат.

Интернет на службе терроризма

Организация "Хезболла", признанная США и многими другими странами террористической, активно пользуется американскими же интернет-площадками для широкого распространения своего учения. "Священная оборона" - первая зафиксированная попытка воспользоваться для тех же целей мобильными приложениями. По крайней мере, подобная игра обнаруживается на Google Play впервые. И случай этот показывает, что скоро крупным компаниям придется самим решать, являются ли организации, подобные "Хезболле", террористическими группировками или политическими партиями, как они часто утверждают.

Старший научный сотрудник аналитического центра "Новая Америка" Пит Сингер, написавший книгу "Война лайков: Вооружение социальных медиа", говорит, что "Гугл" теперь выступает как арбитр, который определяет, что должно быть представлено на его платформах, а что нет.

Ну, по крайней мере упомянутые игры от "Хезболлы" больше там не представлены - их удалили из Google Play в течение двух суток после того, как информация о них появилась в американской прессе.

Священная онлайн-война

"Священная оборона" поначалу была игрой для компьютеров, одной из тех, что "Хезболла" начала выпускать в новом веке. Еще в 2003 году террористы выпустили игру "Спецназ" (Special Force), где участникам тоже предлагалось уничтожать врагов ислама. Игры же для "Андроида", похоже, появились только сейчас.

Цель для игрока в "Священную оборону" - защитить известную мечеть Сет Зайнаб, которая является важным для шиитов храмом, от радикальных мусульман-такфиристов. Похоже, под этими радикалами подразумевается другая террористическая группировка, в некотором смысле конкурент "Хезбаллы", - запрещенный в России ИГИЛ. Игрок должен отстреливать радикалов при попытке проникнуть на священную территорию.

Журналистам издания "Форбс", которые провели целое расследование в отношении "Священной обороны", удалось связаться по электронной почте с одним из разработчиков игры, представившимся Али Муссави. Он подтвердил, что истинная цель "Священной обороны" - сформировать группу людей, и что представленные в ней радикалы - величайшая угроза для всего мира. Переписка с Муссави получилась недолгой - он после пары писем перестал выходить на связь.

Еще один собеседник корреспондентов, пожелавший остаться неизвестным, много часов провел, играя в "Священную оборону". Он согласился с тем, что игра - своего рода образовательный проект: "эта игра - настоящий электронный учебник истории, в котором описывается этап священной обороны от течения такфиристов; в ней рассказывается о великих жертвах, принесенных на этом пути".

Кто же стоит за террористическими играми?

Журналисты "Форбса" в попытках узнать, кто же оплатил и изготовил террористические игры для смартфонов, обнаружили несколько любопытных фактов.

Упомянутый уже Али Муссави указан разработчиком обеих игр - и "Священной обороны", и "Наступающего утра". Среди разработчиков приложений под iOS есть человек с теми же именем и фамилией. Одно ли это лицо - пока неясно, но и у второго найденного журналистами "Форбса" Муссави есть игры, наполненные мусульманской символикой.

Копаясь в данных владельца официального сайта игры "Священная оборона" журналисты выяснили, что он же регистрировал на себя некоторые другие сайты. Зовут этого человека Мусса Тарраф и на него зарегистрированы сайты нескольких руководящих лиц "Хезболлы", а также парочка новостных сайтов Ливана.

Такое количество сайтов, игр, приложений, ведущих к одним и тем же персонам, указывают на централизованную, просчитанную схему, по которой "Хезболла" пытается влиять на людей через Интернет.

Больше, чем игра

По мнению представителя лондонского университета "Школа восточных и африканских исследований" Джэка Джоя, подобные игры становятся площадками, на которых многим молодым шиитам предлагают примерить на себя милитаризованные социальные роли".

"Игра практически становится формой участия в действиях "Хезболлы", - говорит Джэк Джой, -" особенно, если учитывать, что распространение этих игр преподносится как эффективный способ противостоять культурному империализму Запада".

"Хезболла" - не первый враг западного мира, который использует мобильные игры в качестве орудия пропаганды. К примеру, в 2017 году Северная Корея создавала игры для смартфона, ставивших перед игроками задачу затеять ядерную войну с Америкой.

Парадокс заключается в том, что непримиримые противники западного мира и западной культуры пользуются в данном случае достижениями и изобретениями именно этой культуры.

Против Запада используют его же достижения

"Деятели "Хезбаллы" продолжают критиковать компьютерные игры и соцсети, утверждая, что те виновны в культурной ущербности молодежи, - говорит Джэк Джой. - Тем не менее, они пришли к пониманию того, что для сохранения собственной власти им самим придется менять свои вкусы, настроения и отношение к этим явлениям".

Однако, в одном из малочисленных электронных посланий разработчика террористических игр есть строки, которые выглядят возражением на мнение Джэка Джоя.

"Это не просто видеоигра, - писал Али Муссави, - но инструмент для противостояния дикой культуре Запада, которая захватывает наш рынок через игры, лишенные эмоций и национальной самоидентификации. Мы же создаем игры, связанные больше с историей и образованием".

А как вам кажется, много ли образовательного и исторического в игре, где детишки кидают бомбы в солдат?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание