Рубрики

Хоторнский эффект: как использовать его для повышения производительности

Под Хоторнским эффектом понимают феномен, описывающий ситуацию, в которой производительность работников повышается, когда за ними ведется наблюдение или когда они принимают участие в научном эксперименте.

Возможно, вы когда-нибудь замечали, что напрягаетесь немного больше, когда тренируетесь в спортзале при большом количестве людей или на групповых занятиях фитнесом, чем когда тренируетесь в одиночку. Это является еще одним подтверждением указанной концепции, которую могут взять на вооружение менеджеры.

Однако при этом нужно учитывать, что существует тонкая грань между чрезмерным наблюдением и достаточным контролем, чтобы сотрудники хорошо выполняли свою работу.

Что такое эффект Хоторна

В 1924–1932 годах в США, на фабрике «Вестерн Электрик», проводились социально-психологические исследования под руководством Элтона Мейо. Один из комплексов этого предприятия находился в Сисеро, штат Иллинойс. Он был открыт в 1905 году и существовал до 1983-го.

На пике его деятельности там трудилось порядка 45 тыс. человек, производивших телефонное оборудование и множество других потребительских товаров. Именно там проводились эксперименты, главной задачей которых было установить, как физические условия работы влияют на производительность труда. Это подразделение получило название Хоторн, потому что ранее так именовался город Сисеро.

Что касается хоторнского эффекта, то он был описан Генри Ландсбергером, социологом, который проводил анализ экспериментов, о которых было сказано выше. Этот эффект показывает, что добровольцы во время проведения опытов склонны менять поведение вследствие внимания, которое им оказывают ученые.

Это объясняется тем, что результат эксперимента несколько искажается вследствие условий новизны или повышения внимания к нововведению. При этом зачастую результат является благоприятным. Участники работают с большим усердием, чем обычно, лишь благодаря осознанию причастности к эксперименту.

Было установлено, что изменение условий социально-психологического климата может влиять на повышение производительности даже больше, нежели технические аспекты производственного процесса. Кроме того, было выяснено, что даже вне экспериментов осознание того, что за вами наблюдают, может немного повысить производительность.

Впоследствии социологи потратили десятилетия, пытаясь выяснить, реален ли эффект Хоторна, описанный в ранних исследованиях, или нет. Однако точка в этих исследованиях еще не поставлена. Тем не менее менеджеры используют инструменты для повышения производительности, которые учитывают эффект Хортона. Как использовать этот феномен самостоятельно? Вот несколько рекомендаций по этому поводу.

Просите о регулярных встречах со своим менеджером

Это могут быть всего лишь еженедельные 10-минутные беседы. Добавление структурированных запланированных бесед к вашей рабочей неделе усилит ощущение, что начальник будет ожидать от вас рассказа о результатах вашей недавней работы.

Найдите ответственного партнера

Это может быть коллега, одноклассник, сосед по комнате или любой другой человек, который работает над чем-то похожим на то, что делаете вы. Регулярно связывайтесь с ними, опять же по установленному графику, и всегда будьте готовы сообщать им о своих успехах.

Используйте приложения, которые могут дать вам ощущение наблюдения за вами

По крайней мере, можно использовать приложения, которые касаются ваших целей. Вы можете найти себе виртуального партнера или виртуального требовательного босса, который отправляет вам сообщения с требованием подтвердить ваш прогресс.

Работайте в окружении других людей

Если вам необязательно находиться в офисе, вы можете расположиться в кафе или в общем рабочем пространстве. Зачастую это отлично работает, несмотря на то что мы понимаем, что окружающим нет никакого дела до нашей производительности. Но вопреки логике мы все равно хотим выглядеть продуктивными в глазах незнакомцев.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание