Подарки в традиционном понимании — это знак внимания, расположение человека к вам. Но в мире бизнеса все работает иначе, и каждый жест имеет далеко идущие планы. Разбираемся, почему не стоит принимать подарки от начальства.
Психологический трюк
В мире бизнеса действует правило: сначала дай, а потом бери с процентами. Популяризации принципа взаимного обмена поспособствовал Дейл Карнеги — он же и раскрыл принцип психологического трюка.
Например, в ресторане вместе со счетом за обед вам дарят жевательную резинку. Думаете, это просто забота о клиентах? Нет, это способ заставить посетителей оставить больше чаевых.
А пиалы с конфетками, которые можно увидеть на стойках администраторов в туристических агентствах, гостиницах, салонах красоты? Когда человек отведает лакомства, это мотивирует его заказать большее количество услуг и потратить больше денег, чем он планировал изначально.
Вроде такие мелочи как жевательные резинки, конфеты кажутся малозначимыми, но на самом деле заставляют человека чувствовать себя чем-то обязанным за презенты и в знак благодарности оставить больше финансов.
Ловушка от шефа
Как иногда работает этот же принцип взаимного обмена в офисе, в отношениях начальника и подчиненных? Сотрудникам кажется, что начальник такой милый и заботливый, что он бесплатно угощает их чаем и печеньками, а с командировок всем привозит милые безделушки.
И как же можно отказать такому великодушному и щедрому шефу, когда он попросит вас выйти в выходной день? Или задержаться подольше на работе? Или взять на себя больше обязанностей?
И вот по сути нет повышения зарплаты, а работы прибавляется все больше. Условия труда становятся невыносимыми, а вы не можете уйти. Вы отрабатываете подарки. Это неравноценный обмен.
Поучительная история
Расскажу историю из жизни, когда один мой знакомый работал охранником у состоятельного бизнесмена. Однажды он сопровождал шефа во время шопинга, и тот подарил ему дорогую рубашку: себе покупал, а заодно и подчиненного решил порадовать. «Бери, не стесняйся! У меня сегодня хорошее настроение!», - уговаривал начальник, и мой знакомый пошел на поводу и взял подарок.
Пришло время получать зарплату, и мой знакомый увидел, что денег не хватает. Когда он обратился за разъяснениями к шефу, тот сказал, что будет вычитать из зарплаты стоимость дорогой рубашки. «Тогда у меня было хорошее настроение, а сейчас нет. Ты воспользовался моментом, а потому мою проверку на надежность не прошел», - пояснил шеф. Впоследствии он уволил моего знакомого: когда тот выплатил всю стоимость рубашки.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание