Есть особый звук, который издает пчелиная матка, когда она готовится призвать свои войска в рой и направиться к новым горизонтам. Этот звук кажется пчеловоду зловещим, поскольку указывает на надвигающуюся потерю большей части улья и удар по бизнесу. Фермер Амаете Уманах считает, что у него есть решение для этой и многих других проблем пчеловодства.
Наблюдение за пчелами
Нигерийско-американский предприниматель, который называет себя «фермером-хакером», разработал сложную систему мониторинга для своей компании Honey Flow Africa. Она была основана с партнером Джошуа Агбомедархо. Предполагается, что система может революционизировать нигерийскую медовую индустрию.
«Мы оцифровываем наблюдение за пчелами, - говорит Уманах. - С современными технологиями мы можем помочь местной экономике и уменьшить в целом бедность в стране».
Программное обеспечение AI
Система Honey Flow Africa состоит из батареи датчиков, передающих информацию в приложение для смартфона, которое позволяет пчеловоду удаленно контролировать свои ульи.
Устройство, установленное внутри улья, контролирует температуру и влажность, чтобы обеспечить оптимальные условия. Устройство также фиксирует звук, который анализируется с помощью программного обеспечения искусственного интеллекта для выявления поведенческих особенностей пчелиных семей, таких как подготовка к тому, чтобы покинуть улей.
«Когда мы общаемся с пчеловодами, они говорят, что одна из их самых больших проблем - пчелы, просто покидающие улей. Многие даже не понимают причин этого явления», - говорит Уманах.
Пчелы могут «съезжать» по разным причинам, например, из-за нехватки места или воды или из-за слишком большого шума, говорит он, а система раннего предупреждения позволяет пчеловодам принимать профилактические меры.
Эффективность системы
Уманах считает, что его система сэкономит время и трудозатраты пользователей, предоставляя более эффективные, целенаправленные вмешательства, а также увеличивая их доходы.
Он утверждает, что, помогая таким образом сохранить популяцию пчел, технология должна обеспечивать эффективность ульев почти на 100 % с точки зрения производства меда.
Большая часть оборудования для системы Honey Flow Africa поставляется американской компанией OSBeehives, включая устройство мониторинга Buzzbox и приложение для смартфона.
Концепция цифрового пчеловодства набирает обороты на международном уровне, аналогичные проекты разрабатываются в Европе и США.
Строительство промышленности
Honey Flow Africa ориентируется на оба рынка: коммерческие агрофирмы, имеющие средства для инвестирования в новые технологии, и мелкие фермеры, которые могут захотеть открыть или расширить бизнес.
Уманах полагает, что система достаточно проста, чтобы ею могли управлять менее технически грамотные пчеловоды. «Любой может быть обучен ее использованию», - говорит он. А проблема точечной электрификации в сельских районах решается с помощью технологии, работающей на солнечной энергии.
Но Уманах признает, что потребуются инвестиции для обучения и приобретения оборудования для мелких фермеров.
Будущее отрасли
Honey Flow Africa рассчитывает на взносы от частных инвесторов и социальных предприятий, которые, как надеется владелец, будут заинтересованы планами по привлечению женщин и молодежи в отрасль.
Компания также надеется стать партнером нигерийского правительства, которое заявило о своих амбициях по развитию медовой промышленности. Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов в 2018 году организовало международную конференцию по пчеловодству, на которой были рассмотрены разные варианты развития.
«Правительство усердно работает над созданием благоприятных условий, необходимых для роста отрасли», - сказал в своем вступительном слове на выставке Api Expo Africa 2018 министр сельского хозяйства и развития сельских районов Ауду Огбе.
По неофициальным данным министерства известно, что только 10 % годового потребления страны, составляющего 400 000 тонн меда, производится внутри ее. При этом 2 млрд долларов расходуется на импорт продукции. Эксперты в этой области считают, что нигерийский мед может стать растущей отраслью.
Доктор Дэвид Муса, руководитель проекта USAID по пчеловодству в Нигерии, подсчитал, что отрасль может генерировать до 10 миллиардов долларов во внутренней и международной торговле.
Уманах считает, что его бизнес может сыграть ключевую роль в реализации этого видения. «Мы импортируем много меда в страну из-за недостатка пчеловодов, - говорит он. - Мы хотим создать план того, как вырастить своих специалистов».
Двусторонний подход
Пчеловодство занимает ключевую роль в сокращении бедности, проводимой группами помощи, действующими в Нигерии. Ценность пчеловодства в том, что оно открыто для всех и может приносить значимые плоды, говорит Адебиси Нью, руководитель проекта в Нигерии для Bees Abroad, неправительственной организации по развитию, которая получила финансирование USAID для своей работы в Кадуне.
«Ничего не нужно, кроме времени и знаний», - говорит Нью, добавляя, что пчеловодство привлекает участников из разных слоев общества, включая уязвимые группы.
Нью говорит, что эта деятельность изменит перспективы людей, позволив им «найти деньги на обучение своих детей, платить за лекарства или менять свою роль в сообществах».
Пчеловодство также может создавать возможности для дополнительного дохода, полученного не только за счет меда. Благодаря таким продуктам, как свечи из пчелиного воска, и таким навыкам, как плотницкие работы, можно неплохо заработать.
Кому нужна система?
Предположительно система Honey Flow Africa будет лучше всего подходить для более продвинутых проектных площадок во главе с квалифицированными экспертами, которые получат пользу от тщательного анализа данных.
Адебиси Нью видит ценность в поиске технологических решений и считает, что правительству следует придерживаться двух направлений в подходе к развитию медовой промышленности.
«Определенно, есть место на этом рынке для крупных предприятий, - говорит Нью. - Но если правительство вложит 30–50 % своих инвестиций в мелких пчеловодов, ориентируясь на простых людей, которых обучат и поддержат, - они могли бы внести существенный вклад в медовую отрасль».
Российские пчеловоды
Нужна ли подобная «компьютероняня» для российских пчеловодов и пасек? Тут стоит понимать, что в России и на просторах СНГ большинство из тех, кто занимается производством меда, люди преклонного возраста. Соответственно, такое нововведение может показаться им слишком сложным, поскольку пользование смартфонами и компьютерами требует определенных умений и навыков.
Другое дело, что при таком раскладе можно было бы запустить группу людей, которые бы обучали пчеловодов новым технологиям, но это, очевидно, тоже требует инвестиций. А вот готов ли их кто-то вложить в это дело?
Ну а если говорить о целесообразности, то подобные технологии, конечно, могут только помочь и улучшить эффективность производства. Возможно, система еще не усовершенствована, и порой могут случаться сбои. Но она однозначно станет помощником в наблюдении за жителями ульев, а пчеловоды еще лучше смогут понимать поведение пчел.
Конечно, сложности будут и с адаптацией соответствующих приложений на русский язык. Для этого снова-таки придется нанимать программистов, которые бы занялись переводом интерфейса. Но главной проблемой станет психологический аспект: вряд ли кто-то из опытных пчеловодов доверится сторонней технике. Большинство будут продолжать доверять своим ощущениям и знаниям.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание