Рубрики

Инструмент для контроля сотрудников: почему групповые рабочие чаты вредят психическому здоровью работников

С массовым переходом на удаленную работу в связи с пандемией появились групповые чаты. Если раньше все текущие вопросы обсуждались в офисе, то отныне - в мессенджерах. С одной стороны, вроде удобно, а с другой — есть масса негативных моментов, на которые стоит обратить внимание. Разбираем основные аспекты.

Стирание границ

Двадцатишестилетняя Анна признается, что после перехода на удаленную работу ее утро стало начинаться не со звонка будильника, а с сообщения от работодателя в чате. В семь утра каждому сотруднику присылается инструкция, какие задачи необходимо выполнить за сутки.

В офисе Анна привыкла ходить с коллегами на обед с двенадцати до часу дня. При переходе на удаленку работодатель дает задания и во время отдыха. Он считает, что раз уж сотрудники работают дома в комфортных условиях, то обед им не нужен.

В итоге жизнь превращается в сплошную работу. Нет личного времени, постоянно наблюдается посредством группового чата незримое присутствие начальника.

Мнение эксперта

Это большой недочет недобросовестных работодателей, которые хотят «выжать» из сотрудников по максимуму. На законодательном уровне пытаются справиться с этой проблемой, но пока еще не придумали на 100 процентов эффективного способа.

Доктор Ник Эрли говорит, что по причине стирания грани между работой и личной жизнью групповые чаты вредят психическому здоровью сотрудников. Создается иллюзия работы 24/7, тотального контроля со стороны руководства, что тяжело морально.

Жесткая расправа

Кстати, о чате как об инструменте контроля. Здесь все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Разберем ситуацию с Кристиной. Однажды она увидела, что начальство потеряло к ней благосклонность, но не понимала, почему. В один из дней ее выдернули прямо с обеда: вызвали на ковер.

Начальник молча протянул Кристине стопку листов с распечатанной перепиской в рабочем групповом чате. Там Кристина и некоторые ее коллеги критиковали руководство. Сотруднице сообщили, что она уволена и выгнали сразу, даже не дав возможности забрать из кабинета вещи. Точно так же поступили и со всеми, кто критиковал начальство в чате.

Урок на будущее

С одной стороны, с Кристиной вроде бы как жестко обошлись. С другой — нельзя не отметить, что она сама виновата. Контроль со стороны руководства можно оправдать: им необходимы надежные сотрудники, которые завтра не уйдут к конкурентам, которые будут поддерживать корпоративную культуру и работать на благо развития компании. Поэтому чтение переписки подчиненных — это нормально. Согласитесь, что чат же не создан для личных бесед.

Если же сотрудник начинает обсуждать начальство, распускать сплетни, вносить смуту в коллектив, то это свидетельствует о том, что он токсичен для коллектива и для фирмы. От него нужно избавиться.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, достаточно вести себя как профессионал. Не говорите на личные темы в рабочем групповом чате. Обсудить какие-то наболевшие вопросы вы можете в личной переписке с другом-коллегой. Но делайте это только в том случае, если уверены в нем на все сто процентов.

Извлекаем пользу

Большое преимущество групповых чатов заключается в быстром обмене идеями, в консультациях коллег, получении необходимой информации и помощи от других работников. Это одно и то же, как если бы вы встретились в офисе за чашкой кофе и обсудили предстоящие планы. Скорость коммуникации может сделать работу более эффективной. Главное — это использовать чат по назначению, а не для пустой болтовни и сплетен. Тогда не возникнет проблем с начальством.

Трудности перевода

Светлана рассказала историю о том, как неожиданно получила выговор от начальства без повода. Однажды в чате она написала «Когда нам будут предоставлены ноутбуки для удаленной работы?». Светлана просто уточнила рабочий нюанс, однако начальство сделало ей выговор за «агрессивный тон сообщения».

К сожалению, текстовые сообщения настолько сухие и безжизненные, что иногда истолковываются неправильно. Невозможно понять интонацию человека и сделать правильные выводы.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, старайтесь сделать так, чтобы ваши сообщения выглядели и звучали вежливо и уважительно. Особенно если вы обращаетесь к начальству. В случае со Светланой ее сообщение и правда звучит несколько грубовато и как-то ультимативно. Можно было его смягчить следующим образом: «Уважаемый (имя начальника)! Вы поставили нас в известность о том, что нам будут выданы для работы ноутбуки. Подскажите, пожалуйста, когда ожидать получения техники? Заранее благодарю». И, кстати, подобное сообщение можно было отправить непосредственно руководителю по электронной почте, а не писать в групповом чате. Тогда бы не было выговора.

Как минимизировать негативные последствия

Круглосуточное пребывание в рабочем групповом чате даже в нерабочие часы сулит депрессию, психические расстройства, эмоциональное выгорание, проблемы со сном и т. д. Чтобы избежать подобных последствий, постарайтесь отстоять свои личные границы. Поставьте начальство в известность относительно того, что в групповом чате вы будете находиться исключительно в рабочее время.

Возможно, своим примером вы вдохновите и других сотрудников отстаивать свои личные границы. Ведь демонстрировать безоговорочную приверженность компании, не получая за это никакого вознаграждения, а видя лишь урезание зарплаты - это никуда не годится. Нужно знать себе цену и не давать просто так эксплуатировать свой труд. Если нужно работать сверхурочно, но за более высокий оклад, тогда это уже другое дело.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание