Тринадцать лет назад никто не хотел покупать бизнес разорившегося производителя батареек для слуховых аппаратов. Никто, кроме Майкла Тойнера. Несмотря ни на что, австрийский предприниматель превратил свои 40 миллионов долларов в краеугольный камень десятизначного состояния, купив однажды остатки убыточной Varta.
Чудо-батарейка
Устройство размером с монету - технологическое чудо. Имея диаметр всего 1 см, батарейка аккумулирует в сто раз больше энергии, чем домашняя, может полностью перезаряжаться всего за 15 минут и работать пять часов без подзарядки. Гораздо более ранняя версия питала камеру Нила Армстронга во время посадки на Луну Аполлона-11. Некоторые из современных моделей широко используются в беспроводных наушниках Apple AirPod Pro.
Батареи также являются финансовым чудом. Тойнер купил Varta, компанию, которая их производит, всего за 40 миллионов долларов в 2007 году. Два с половиной года назад серийный предприниматель и венчурный капиталист разместили компанию на Франкфуртской фондовой бирже: сейчас рыночная капитализация составляет 2,8 миллиарда долларов. По оценкам Commerzbank, на долю Varta приходится более 50 % рынка аккумуляторов для беспроводных наушников премиум-класса с внушительной рентабельностью 40 %.

Продажи AirPod Pro, а также сделки с Samsung, Jabra и Sony привели к увеличению выручки Varta на 34 % до 400 млн долларов в 2019 финансовом году. 56 % акций Тойнера и его инвестиционный успех стали дорогой в список миллиардеров Forbes.
Благодаря микробатареям, бизнес стал явным лидером рынка в сегменте, который растет на 50–60 % в год. Через десять лет ни у кого не будет телефона без ушного приложения. Потенциал огромен.
Риск полностью себя оправдал - история успеха
"Варта" Тойнера - это уцелевший осколок гигантского немецкого промышленного концерна, который был основан в 1887 году и распространился на фармацевтические препараты, химикаты, пластмассы и, наконец, батареи.
После окончания первой мировой войны большая часть компании приобрела семья миллиардеров Квандт, это наиболее влиятельные акционеры BMW. Спустя почти столетие, когда фармацевтический и химический бизнес давно прекратил свое существование, Deutsche Bank и наследники Quandt распродавали остатки компании. Rayovac и Johnson Controls приобрели большую часть бизнеса по производству аккумуляторов, но крошечный бизнес по производству микробатарей был последним из продаваемых.
Тойнер стал единственным претендентом на покупку Varta, потому что никто не рискнул купить. Ему продали компанию с отрицательным денежным потоком. Но все должно было быть лучше, потому что у Тойнера был контракт Apple и специальный план. К сожалению, через год взорвалась одна маленькая батарея, а с ней и контракт с Apple. Компания почти обанкротилась, нечем было платить проценты.
Не время сдаваться

Взрыв батареи Apple iPod Nano заставил Varta потратить 60 миллионов долларов на литий-полимерные аккумуляторы, автоматизировать производство, чтобы противостоять азиатским конкурентам с низкой стоимостью рабочей силы и тратить средства на исследования, чтобы значительно повысить мощность.
Давний член правления Varta Свен Квандт говорит, что его семья думала о проведении торгов, но Тойнеру все еще очень хотелось превратить небольшую компанию в мирового лидера.
Все началось с торговли мороженым

Высокотехнологичная сфера микробатарей и выгодных контрактов в Силиконовой долине - нереальная планка для предпринимателя, который начал с продажи мороженого туристам.
Дворец Шенбрунн с 1400 комнатами в течение 300 лет был летней резиденцией правящей семьи Габсбургов в Австрии и теперь является одним из самых известных объектов на туристической тропе Вены. Это место было также началом предпринимательской карьеры Тойнера. В 1991 году, изучая юриспруденцию и управление бизнесом в Венском экономическом университете, он получил право аренды точек для мороженого на территории дворца.
Тойнер был молодым человеком, который использовал прибыль от киоска с мороженым, чтобы развить свою долю в бизнесе, продавая кухонные смесители для посткоммунистической Венгрии, ночных клубов Вены и даже сети мебельных магазинов.
Мороженое имеет еще большую маржу, чем микробатареи, поэтому оно положило начало предпринимательской жизни. Тойнеру было 23, и все идеи финансировались за счет мороженого и некоторых банковских кредитов. Не раз он оказывался на грани банкротства.
Получив докторскую степень в области права и управления бизнесом, Тойнер продал предприятия и открыл собственный венчурный фонд в Вене. Он добился большого успеха на портале онлайн-азартных игр Bwin в Вене, который в 2000 году заработал 242 миллиона долларов.
«Майкл для денег - это то же самое, что Моцарт для музыки»
Манфред Боднер, который организовал несколько проектов с Тойнером, считает что Майкл весело проводит время, делая больше денег.
Немецкие компании иногда очень недооценивают потенциал своих азиатских конкурентов, и это, к сожалению, похоже на случай с Varta.
Роберт-Ян ван дер Хорст из Warburg Research говорит, что конкурентная борьба сжимает маржу Varta, но ее большие инвестиции в роботов продолжат выпуск батарей Made in Germany на баварских заводах. В старомодном бизнесе слуховых аппаратов работают всего 10 человек, которые производят 1,4 миллиарда батарей в год. Микробатарейный бизнес "Варты" также эффективен.
Тойнер уверен, что его технология будет держать "Варту" впереди конкурентов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание