Когда-то Эми Новограц одержала победу в борьбе с тяжелым недугом. Испытания сделали женщину сильнее. Эми и ее супруг создали и «раскрутили» крупнейший в мире инвестиционный фонд устойчивой аквакультуры. Исландская ферма Matorka выращивает арктического гольца и стальную форель в наземных резервуарах, работающих на возобновляемых источниках энергии. Matorka – одна из 19 портфельных компаний Aqua-Spark.
Без антибиотиков
Однажды Эми Новограц собрала на званый ужин в свой дом на Манхэттене солидную компанию: фермера по выращиванию морских водорослей, владельца устричного инкубатория, создателя чипа из обезвоженной кожи лосося, покупателя продуктов, ресторатора и репортера.
Гости были восхищены вкусом арктического гольца в шафране с помидорами под фисташковым соусом песто. Пользуясь случаем, хозяйка объяснила: рыба выращена на ферме Matorka в Гриндавике (Исландия), без антибиотиков, в резервуарах с использованием геотермальной энергии.
В 2016 году, когда фонд Novogratz Aqua-Spark инвестировал в проект 2,5 миллиона долларов, Matorka производила всего 50 тонн рыбы в год. К моменту ужина было продано 3000 тонн (в том числе знаменитому шеф-повару Нобу Мацухисе и американской службе доставки продуктов FreshDirect).
Беда - лишь повод встряхнуться
Когда разразился COVID-19 и продажи в ресторанах Matorka иссякли, Aqua-Spark помог ссудой в размере 750 000 долларов. Бренд вернулся в хорошую форму. Есть надежды, что к 2022 году объем производства вырастет до 6000 тонн.
Сегодня Эми Новограц отличается бодростью и высокой работоспособностью. А десять лет назад все было иначе. У нее обнаружили болезнь, которая, как предупреждали врачи, может ее убить. Рискованная двадцатичасовая операция завершилась успешно.
И хотя некоторые проблемы со здоровьем остались, Эми и ее муж, пятидесятилетний Майк Велингс, уверенно управляют Aqua-Spark. Голландский фонд устойчивой аквакультуры привлек 148 миллионов долларов от 190 инвесторов из 29 стран мира (ImpactAssets, фонд Bethesda, Louis Dreyfus Company и др.).
Больше половины морепродуктов
Новограц может похвастаться хорошими родственными связями. Ее старшая сестра Жаклин - основатель и генеральный директор новаторского венчурного фонда ударного инвестирования Acumen, замужем за главой TED Talks Крисом Андерсоном. Старший брат Майкл - бывший миллиардер, трейдер макро-хедж-фондов, известный криптоинвестор.
В июне этого года активы Aqua-Spark в 19 портфельных компаниях оценивались в 180 миллионов долларов. В 2019 году чистая внутренняя норма доходности (IRR) составила 21,75%. Несмотря на пандемию, предприниматель ожидает, что IRR в этом году превысит 20%.
Аккредитованные инвесторы из США могут участвовать в фонде с минимальными инвестициями в размере 118 000 долларов США. Статистические данные показывают, что небольшой сектор мировой аквакультуры с оборотом 265 миллиардов долларов в настоящее время поставляет более половины всех морепродуктов, производимых для потребления человеком. Впечатляюще.
Новые корма для рыбы
Первый и самый крупный инвестиционный фонд в мире, посвященный исключительно экологически чистой морепродукции имеет огромное влияние. В 2015 году Aqua-Spark вложила 3,4 миллиона долларов в стартап из Кремниевой долины Calysta, который производит новую рыбную муку.
Для создания кормов для рыб Calysta использует ферментированные микробы, получаемые из побочных продуктов производства природного газа. Для окружающей среды такая "пища" безвреднее, чем представленные на рынке версии на основе рыбы или сои.
Глобальный инвестиционный фонд помог оплатить пилотную установку, что, в свою очередь, позволило Calysta привлечь 150 миллионов долларов дополнительных вложений (в том числе, от Cargill и BP Ventures). Сейчас он строит завод в Китае. Предприятие рассчитано на производство 20 000 тонн кормов в год и, возможно, изменит правила игры на мировом рынке кормов для рыбы с оборотом в 40 миллиардов долларов.
Изменили образ мышления
Aqua-Spark с ее дальновидным подходом еще не продала ни одного пакета акций. Ожидается, что компании, входящие в ее портфель, будут платить сотрудникам прожиточный минимум и уделять приоритетное внимание прозрачности научных результатов. Некоторые из инвестиций вложены в фермы, которые призваны минимизировать использование антибиотиков и химикатов, ограничат выбросы загрязняющих веществ.
"Считается, что аквакультура – очень грязная, пораженная болезнями отрасль. Эми и Майк в корне изменили образ мышления, сделали ее привлекательной для инвестиций", – говорит Лиза Кляйсснер, видный влиятельный инвестор, входящий в совет директоров фонда.
Встретила судьбу на корабле
Новограц – шестая из семи братьев и сестер, чей отец, полковник армии США, был уверен, что его дети будут по команде «Подъем!» вставать в 6 утра даже по выходным. И правильно. Кто рано встает, тому Бог подает. После окончания Школы искусств в Нью-Йоркском университете Эми отправилась в Вашингтон (округ Колумбия), изучать проблемы матерей-подростков. Затем возглавила TED Prize (ежегодная церемония награждения за «желание изменить мир»).
Благодаря последней должности весной 2010 года Новограц оказалась на исследовательском корабле, держащем курс на Галапагосские острова. Сочетая лекции по сохранению чистоты океана и подводное плавание с аквалангом, Эми и не подозревала, что встретит свою судьбу – голландского предпринимателя Майка Велингса. Мужчина открыл свой первый бизнес в 18 лет.
Новая жизнь, масштабный бизнес
В течение последующих семи месяцев отношения влюбленных активно развивались. Но однажды мир рухнул: у женщины обнаружили тяжелое заболевание. Велингс поступил благородно: после операции сделал предложение, встав на колено прямо у больничной кровати. Эми согласилась.
Через несколько месяцев конференция TEDx, запланированная в Дохе, Катар, заставила невесту сделать первый после лечения шаг по этой грешной земле. Она не могла даже ступить на песок, но решилась проводить мастер-классы в пустыне. Затем купила билет в Нидерланды, где они с Майком начали строить новую жизнь и компанию.
Пара выбрала аквакультуру, потому что мало кто из инвесторов заботился об этом большом и проблемном рынке. Некоторые рыбные хозяйства фактически усугубляли проблему оскудения ресурсов в дикой природе, используя дикую рыбу в качестве корма.
Очередные испытания
По словам Новограц, более устойчивые предприятия рыбной промышленности продавались на небольших высококлассных площадках «с доплатой» и имели ограниченный доступ к внешнему капиталу. Эми и Майк встретились с десятками потенциальных инвесторов в Кремниевой долине и Европе. На сентябрь 2013 года запланировали официальный запуска сбора средств. Но произошла очередная трагедия.
В июле Эми родила первенца. Но новорожденный умер буквально через месяц. Запуск отложили, но ненадолго. К концу 2014-го Новограц родила второго ребенка. Сейчас в семье трое здоровых детей. У пары были обязательства на сумму более 8 миллионов долларов от 26 инвесторов.
Все преодолимо
Муж и жена покрыли первоначальные эксплуатационные расходы за счет собственных денег в размере 4 миллионов долларов. Оба стремятся в конечном итоге иметь от 60 до 80 компаний в портфеле Aqua-Spark, что более чем в три раза превышает их текущий список. Вначале казалось, что инвесторов будет немного. Однако уже сегодня активно отслеживаются как минимум 1550.
Несмотря на проблемы со здоровьем, Новограц с головой окунулась в поиск перспектив. Пандемия коронавируса не позволяет совершать многочисленные поездки. Но Новограц и Велингс не останавливаются на достигнутом, проводят комплексные проверки удаленно.«Все, что не убивает, делает нас сильнее!» – уверены Эми и Майк. И они правы.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание