Еще в 12-летнем возрасте Маркус Виллиг планировал открыть собственную технологическую компанию. В 19 молодой человек бросил ради этого колледж, произучав там информатику всего один семестр. Маркус создал приложение Taxify для заказа недорогих поездок по городу, которое стало весьма популярным. В 2019 году Виллиг решил сменить название Taxify на Bolt. А основанная Маркусом компания получила название «Болт Технолоджи».
![](http://businessman.ru/static/img/n/1/7/5/3/4/6/5/i/1753465.jpg)
С чего началось?
Сейчас 26-летний Виллиг считается самым молодым основателем европейской компании на миллиард долларов. Его конкурирующее с «Убером» приложение доступно в 100 городах и 30 странах мира. «Болтом» пользуются 500 000 водителей и 25 000 000 клиентов.
Создание прототипа приложения обошлось Маркусу в 5000 евро. Молодому человеку одолжила эти деньги его семья, и после окончания средней школы Виллиг начал воплощать проект в жизнь.
Вдохновленный примером мессенджера «Скайп», который был основан в 2004 году в его родной Эстонии, студент изначально верил в успех. Получалось, что подобный бизнес можно запустить из любой точки планеты. Причем именно в сфере технологий для достижения успеха не требовались большая команда и огромный бюджет.
![](http://businessman.ru/static/img/n/1/7/5/3/4/6/6/i/1753466.jpg)
Ориентированность на клиента
Даже когда интерес к приложению стала возрастать, Виллиг не увеличивал расходы компании, стараясь оптимизировать бизнес-процессы. Эстонец избегал найма дополнительного персонала и проведения маркетинговых исследований.
В первые дни после запуска приложения Маркус сам вышел на улицы Таллина и стал предлагать таксистам его установку. Молодой человек ставит во главу бизнеса клиентоориентированность и экономию бюджета.
![](http://businessman.ru/static/img/n/1/7/5/3/4/6/7/i/1753467.jpg)
Выгода для пользователей
Виллиг считает очень важным, когда при использовании его приложения клиенты получают хорошее соотношение цены и качества услуги. Маркус старается угодить как водителям такси, так и пассажирам. И те и другие получают выгоду в среднем на 20% за каждую поездку.
По сравнению с другими приложениями водители «Болта» зарабатывают на 10% больше. Отчасти это связано с низкой комиссией сервиса – 15%. А к примеру, тот же «Убер» взимает 25% с каждой поездки.
![](http://businessman.ru/static/img/n/1/7/5/3/4/6/8/i/1753468.jpg)
Главный совет
Всем, кто открывает собственный стартап, Виллиг советует не распылять внимание и полностью на нем сфокусироваться. Конечно, есть тысячи великолепных идей, но в итоге на должном уровне можно реализовать лишь несколько из них. Свой успех молодой человек объясняет тем, что на протяжении пяти лет занимался только своим проектом и не отвлекался на другие. А конкурентов он смог обойти благодаря глубокому исследованию транспортных потребностей клиентов.
Расширение бизнеса
Со временем Маркус решил подключить два новых направления: аренда скутеров и доставка еды. Молодой человек не будет на этом останавливаться и планирует дальнейшее расширение. Кстати, подключение дополнительного вида транспорта стало главной причиной ребрендинга. Название «Болт» намного больше соответствует новой концепции ведения бизнеса.
![](http://businessman.ru/static/img/n/1/7/5/3/4/7/0/i/1753470.jpg)
Запуск приложения в Англии
В июне компания «Болт» запустила свой сервис в Лондоне. На получение лицензии Виллигу потребовалось 12 месяцев. До этого Маркус уже предпринимал попытку открытия бизнеса в Великобритании. Но в 2017 году Транспортный регулятор Лондона (ТРЛ) не дал разрешения на ведение деятельности из-за отсутствия лицензии. В то же время лицензию потерял и «Убер», так как поездки по городу не соответствовали высоким стандартам «безопасности и качества».
В этот раз Виллиг подошел к вопросу основательно и тесно сотрудничал с ТРЛ в процессе получения лицензии. Также он проверил бизнес на соответствие английскому законодательству. Маркус хотел быть уверен, что его клиенты получат сервис высокого уровня. В итоге молодой человек добился поставленной цели.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание