Рубрики

Какие правила необходимо соблюдать руководителю, критикуя подчиненных

Многие, даже опытные руководители, не знают, как правильно вести себя с подчиненными и как указывать на недочеты и делать замечания, не нанося вреда компании, собственной репутации и не прибегая к манипулированию.

Как оказалось, все не так сложно. Достаточно следовать простым советам, чтобы оставаться в глазах коллег и подчиненных честным и справедливым.

Хвалите публично, критикуйте один на один

Если подчиненный допустил ошибку, ни в коем случае не нужно ругать его при посторонних. Выясните все один на один. Но не просто ругайтесь, а попытайтесь вместе с сотрудником разобраться в причинах случившегося и найти оптимальное решение проблемы. Будьте уверены, сотрудник будет вам благодарен за конструктивную критику и помощь.

Критикуйте поступок или действие, но не человека

Ни в коем случае не переходите на личности. Заостряйте внимание на действиях сотрудника. Разбирайте ситуацию и пытайтесь найти решение проблемы вместе с подчиненным.

Воспользуйтесь "правилом бутерброда"

Перед тем как перейти к критике, похвалите сотрудника. Укажите на его положительные качества. Затем переходите к негативной части беседы. В завершение разговора снова похвалите сотрудника.

Или воспользуйтесь моделью SBI, наименование которой расшифровывается как «Ситуация» (Situation), «Поступок» (Behavior) и «Последствия» (Impact). Прежде всего, напомните сотруднику о недавно произошедшей ситуации. Затем укажите на конкретный поступок подчиненного, о котором будет идти беседа и который волнует вас больше всего. В завершение расскажите, к каким последствиям привел поступок подчиненного.

Позвольте работнику самому сделать выводы из ошибки

Попытайтесь примерить на себя роль коуча. Постарайтесь не ругать сотрудника, а побудить его найти ошибки в собственных действиях, которые и привели к неприятностям. Задайте ему несколько вопросов, которые бы заставили его проанализировать совершенные поступки. Поинтересуйтесь у подчиненного, какие, по его мнению, действия нужно совершить в будущем, чтобы избежать аналогичных происшествий.

Попытайтесь понять, в чем ваша ошибка как руководителя

Возможно, вам будет неприятно признать, что в ошибках подчиненного есть и ваша вина. Попытайтесь пересмотреть свои действия и проанализировать ситуацию.

Отзывы должны быть регулярными

Не нужно копить претензии, чтобы потом вылить их на подчиненного как ушат грязи. Подобный подход ни к чему хорошему не приведет. Сотрудники будут воспринимать вас в штыки.

Вместо этого регулярно проводите с подчиненными беседы для обсуждения результатов проделанной работы. Подобные разговоры пойдут на пользу не только подчиненным, но и вам. Вы научитесь быть сдержаннее и смотреть на вещи с непривычных сторон.

Ведите диалог

Иногда кажется, что, когда начальник ругает, он произносит монолог. На самом деле гораздо эффективнее будет восприниматься критика, которая излагается в ходе диалога. Обсуждение результативности сотрудника должно оставаться именно обсуждением. Важно не только указать подчиненному на его ошибки, но и дать ему возможность высказать собственное мнение и поделиться мыслями.

Таким образом, вы сможете понять, готов ли ваш сотрудник к дальнейшей работе и преодолению трудностей. Кроме того, давая высказать подчиненному собственную точку зрения, вы предотвращаете процесс эмоционального выгорания у сотрудников. Подчиненные не утрачивают мотивацию к дальнейшей работе, а, наоборот, воодушевляются, зная, что босс всегда готов выслушать и принять участие в решении проблемы.

Предложите варианты решения возникшей проблемы

Чтобы критика подчиненных была продуктивной, важно не только высказать сотруднику свои претензии, но и предложить варианты решения возникших проблем. Перед началом разговора подумайте, что лично вы можете сделать для устранения неприятных последствий.

Таким образом вы будете выступать скорее в роли наставника, чем критика. И помните, что вы должны не наказать сотрудника, а показать ему, куда следует двигаться дальше, указать правильное направление.

Порепетируйте перед разговором с подчиненными

Возможно, вам покажется странным готовиться к беседам с сотрудниками. Подготовка позволит вам провести разговор с подчиненным с уверенностью и профессионализмом.

Более того, вы сможете показать своим сотрудникам, что вы серьезно относитесь к беседам с ним. И что для вас общение с подчиненными является важной частью работы. Поэтому не пренебрегайте подготовкой и тренировками к выступлениям перед сотрудниками.

Вместо заключения

Возможно, вам неприятно критиковать своих сотрудников, но вы должны понять, что это неотъемлемая часть работы руководителя. Конструктивный подход к критике позволит выстроить гармоничные отношения с подчиненными и увеличить эффективность работы. Сотрудники будут идти на работу как на праздник, зная, что там их ждет понимающий руководитель, который готов выслушать и помочь в решении проблем. То, как будут воспринимать вас сотрудники, зависит только от вас.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание