Рубрики

Культура чаевых: почему в России люди не любят обналичивать свою благодарность

Поощрить старания официанта или нет, потому что это просто его работа? Часто россияне всерьез задумываются о необходимости давать на чай. У обеих сторон есть логичные аргументы. Но давайте разбираться, почему именно в России этот вопрос до сих пор стоит ребром.

Культура чаевых в мире

В Великобритании стандарт чаевых —10 % от суммы чека. У соседей в Ирландии принято оставлять на чай 12-13 %. При этом сумма уже включена в счет, поэтому платить официанту отдельно не надо. Если же предложить угостить сотрудника напитком, к примеру, чашечкой кофе, то он не откажется.

Ближний Восток более щедр в плане вознаграждения за услуги. В этих странах чаевые составляют 15 % от суммы и также включены в чек, но официант все равно будет ждать от вас дополнительное поощрение "бакшиш", что в переводе означает "взятка за незначительные услуги".

Про Азию слышали многие. Культура чаевых здесь развита очень слабо, а бывали случаи когда официанты бежали за туристом после ланча и возвращали вознаграждение со словами "вы забыли свои деньги". Для некоторых оплата за их труд от клиента является оскорблением. Например, в Японии вас сочтут грубым, а в Китае чаевые запрещены законодательно. Исключение: популярные туристические места и услуги уровня люкс.

Австралия и Новая Зеландия также впечатляют своей нетерпимостью по отношению к чаевым. Еще недавно сотрудников, уличенных в принятии финансовых поощрений, могли попросту уволить. Сейчас эти времена прошли, но от чаевых все еще продолжают отказываться.

Чаевые в России

В нашей стране фиксированных правил по поводу чаевых нет. Согласно статистике, только каждый четвертый посетитель оставляет чаевые, а за последние годы тенденция выросла только в южных городах и в столице. Как правило, большинство тех, кто поощряет официантов, сами когда-то работали в этой или похожей сфере, поэтому знают о трудностях такой работы. Некоторые категорически отказываются оставлять чаевые, считая, что официант работает за зарплату, поэтому вопрос с недостатком средств должен компенсировать работодатель.

Получается, что директор недоплачивает сотрудникам, чтобы часть зарплаты была выплачена из кармана посетителей. Это звучит не очень приятно, да и нелепо. Кроме того, к примеру, бухгалтеру, никто не доплачивает на работе, хотя он очень хорошо сделал отчет. Посудомойке тоже никто не платит, хотя от ее работы тоже многое зависит. Часто оставлять чаевые россияне не готовы, потому что не могут определиться с суммой. Например, человек зашел в кафе на чай с небольшим десертом. Чек составил всего 300 рублей. Оставить стандартные 10 % чаевых? Но это всего 30 рублей. Официант даже может обидеться, увидев такую сумму на столике. Оставить 100 рублей уже много, ведь это одна треть от суммы заказа.

Мнение рестораторов и официантов

Алиса Кищенко, сомелье ресторана Flor, говорит: "Посетители отказывают в оплате чаевых по нескольким причинам: плохое обслуживание, долгое ожидание блюд, не понравилась кухня, жадность, потребительское отношение к персоналу".

Василиса Соболева, директор ресторанов Ugolek и Uilliam's, считает, что посетители бывают разные. Одни оставляют чаевые, даже если заказ копеечный. Другие не оставляют ничего, даже если гуляют в ресторане всю ночь большой компанией. Также бывают ситуации, когда посетитель оставляет на чай, а затем пишет отрицательный отзыв.

Совладелец Shortlist bar Никита Гусев считает, что нужно оставлять чаевые, если посетитель видит, что персонал действительно очень старается.

Следует также отметить, что в некоторых заведениях есть правило складывать все чаевые, оставленные официантам, в отдельную емкость. В конце рабочего дня их делят на всех, включая повара, посудомойку и уборщицу.

Мнения россиян

Согласно опросу журнала "Тинькофф", многие россияне не хотят оставлять чаевые официантам, курьерам и другим работникам, потому что они выполняют свои должностные обязанности и получают за это зарплату.

Респонденты считают, что сотрудник, которого не устраивает его зарплата, должен искать другую работу, а не требовать чаевые у клиентов. Если вознаграждение платить только за честно выполненную работу, тогда нужно давать деньги абсолютно всем - от уборщицы, которая хорошо помыла подъезд, до водителя автобуса, который довез до нужной остановки.

Многие россияне считают, что можно дать вознаграждение, если работник что-то сделал сверх его должностных обязанностей или очень постарался. К примеру, курьер по просьбе клиента доставил ему заказ, хотя его рабочий день уже закончился. Ответы простых россиян заставляют задуматься.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание