Рубрики

Лев Толстой в роли защитника: в Вологде адвокат смог найти текст, с которым писатель выступал в суде

Проживающий в Вологде адвокат Олег Сумачев предложил внести в 100-томное собрание сочинений Толстого, готовящееся на данный момент к изданию, речь писателя, произнесенную им в защиту солдата на военном суде в селении Ясенки. Как и историк Николай Троицкий, Олег Сумачев считает, что этот факт может украсить историю отечественной адвокатуры.

Солдат, ударивший офицера

Суд, на котором Лев Толстой в первый и в последний раз в своей жизни выступил в качестве адвоката, состоялся 16 июля 1866 года в деревне Ясенки Тульской губернии, находившейся в нескольких километрах от Ясной Поляны. Офицер по фамилии Яцевич нашел писаря рядового Шабунина в нетрезвом состоянии.

Чтобы наказать подчиненного, капитан приказал посадить его под арест и приготовить розги. Такое решение Шабунину не понравилось, и, сопротивляясь, он ударил офицера. В те годы такой поступок попадал под военно-уголовное право и карался расстрелом. Лев Николаевич Толстой решил попробовать спасти солдата и принял участие в судебном процессе.

Потерянная речь

Изучая историографию этого дела, Олег Сумачев обнаружил, что в личном архиве Толстого эта его речь не сохранилась. Исследователю удалось выяснить, что Павел Бирюков, биограф писателя, опубликовал ее в своей книге. При этом Бирюков ссылался на газету аж 1903 года выпуска. Ясно было, что в этом издании, как и в воспоминаниях биографа, скорее всего, имеется множество неточностей.

Сначала Олег Сумачев думал, что первоисточника речи ему найти не удастся. Однако исследователю улыбнулась удача, и он нашел отклик на речь Толстого в "Тульском справочном листке" за 1866 год. Стенографическая запись, сделанная неизвестным работником суда, по всей вероятности, с точностью передает речь Толстого. Именно этот вариант текста Олег Сумачев и предложил внести в 100-томное собрание сочинений писателя. Найдена запись речи Толстого исследователем была в архивах библиотеки РАН.

Защитная речь Толстого

Решив спасти рядового, в своей защитной речи Лев Толстой сделал акцент на неразвитость рядового Шабунина, с детства воспитывавшегося в мещанской среде.

Поскольку у Шабунина не оказалось способностей к обучению в школе, ему пришлось поступить на военную службу. Будучи в нетрезвом состоянии, он часто совершал побеги. Однако на следующий день всегда возвращался. Однажды Шабунин даже был удостоен унтер-офицерского звания. Но в последующем он был его лишен за кражу вещей, которые пропил.

Защищая рядового, Лев Толстой указал на признаки его «идиотизма», объясняющего все его неприглядные поступки, включая драку с офицером. Отсутствие ума у Шабунина писатель считал обстоятельством, допускающим смягчение вины и наказания.

Защита Толстого, однако, не помогла рядовому Шабунину. Военный суд решил его дело строго по букве закона. Вынесенный подсудимому смертный приговор был приведен в исполнение 9 августа этого же года.

Событие, затронувшее душу писателя

По мнению Олега Сумачева, этот случай, видимо, произвел когда-то на Льва Толстого сильное впечатление. Узнав о печальной судьбе рядового, писатель не смог пройти мимо. Лев Толстой решил помочь Шабунину избежать расстрела. Именно после своей речи на суде писатель сделал такое высказывание:

Я не могу, когда я стою на суде защитником обвиняемого, перестать говорить или знать то, что я буду говорить.

Сделанный им скан газеты «Тульский справочный листок» адвокат Олег Сумачев передал в дар музею-усадьбе Льва Толстого в Ясной Поляне. Этот символический акт произошел в начале апреля (8-го числа) 2021 года.

По мнению исследователя, стенографическую запись своей речи в 1866 году не читал и сам Лев Толстой. Номеров же газеты «Тульский справочный листок» в архивах самой Тульской области не сохранилось.

Как считает Олег Сумачев, возможно, газеты были утеряны во время ВОВ. Да и в архивах самой РАН экземпляр с речью Толстого уцелел, по всей видимости, чудом. Дело в том, что из-за пожара 1988 года дореволюционный газетный фонд Академии наук сильно пострадал.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание