Януш Гайос — это известный польский актер, снявшийся во многих известных картинах. Но больше всего он запомнился телезрителям по сериалу «Четыре танкиста и собака», появившемся на экранах телевизоров в 1966 году. Его отличает не только врожденный талант и превосходное актерское мастерство, но и невероятное трудолюбие и умение принимать нестандартные решения. Он настоящий художник, пытающийся избежать стандартного образа мышления, которое является злейшим врагом любого актера. Ему под силу вжиться в любой образ и идеально исполнить роль независимо от жанра фильма. Именно это качество и делает его поистине великим мастером своего дела.
Общая информация
Януш Гайос появился на свет 23 сентября 1939 года в крупном городе Домброве-Гурниче, расположенном на юге Польши, когда страна находилась под немецкой оккупацией. После окончания школы он несколько раз пытался поступить в киношколу, но ему удалось сделать это лишь с четвертого раза. А до этого парень работал в кукольном театре под руководством Яна Дормана. Но после двух лет трудовой деятельности его призвали в армию. Чтобы сдать последние экзамены, ему пришлось отпрашиваться из своего подразделения.
Первый профессиональный опыт Януш получил, еще будучи студентом. Ему предложили сняться в фильме Марии Каневской «Барышня в окошке» 1964 года. По случайности судьбы, ему досталась военная роль. Но по-настоящему большой успех и всеобщее признание к актеру пришли после сериала «Четыре танкиста и собака», в котором он сыграл стрелка-радиста Янека Коса.
В 1970 году Гайос переехал в Варшаву, где работал в нескольких театрах, совмещая свою деятельность со съемками в кино. А еще через год он успешно окончил университет и получил диплом. За некоторые из фильмов, снятые в этот период, Януш был удостоен звания Народного артиста.
Отношение к роли Янека Коса
Этот персонаж сделал актера популярным не только в Польше, но и во многих странах постсоветского пространства. Однако, несмотря на это, у актера к этой роли сложилось двоякое отношение. Основная причина этого заключается в том, что его поклонники постоянно отождествляли Януша именно с образом этого персонажа.
Но сильно обременяла и большая популярность. Скромный по натуре, Гайом не мог даже спокойно пройтись по улице. Проходящие ребятишки стреляли в него из рогаток и дергали за волосы, а позволить себе личный автомобиль актер на тот момент не мог. На протяжении многих лет Януш пытался бороться с образом Янека Коса, но все было напрасно.
В перерывах между съемками в кино молодой человек работал в Театре имени Стефана Ярача. Он был одним из немногих актеров, причисленных к числу самых популярных. В начале 70-х годов актер перешел в драматический театр, которым руководил Густав Голубка, где благодаря своему упорству, трудолюбию и большому таланту ему удалось сломать общественный стереотип. Здесь он словно переродился и показал себя совершенно с другой стороны.
Новая опасность
На самом пике своей популярности Януш получил предложение исполнить Турецкого в шоу «Кабаре Ольги Липиньской». Несмотря на то, что роль была второго плана, актер настолько искусно исполнил ее, что она доминировала даже над главными персонажами. Опасность для Гайоса заключалась в том, что теперь поклонники начали отождествлять его с усатым Турецким, одетым в обычный ватник. Сам актер сильно боялся оказаться в новой ловушке, поскольку предложений о съемках в кино на тот момент поступало очень мало.
Недостаток работы он переносил довольно болезненно, что наносило большой удар по амбициям парня. У него возникало ощущение, что режиссеры не воспринимают его всерьез. И только в начале 80-х годов его начали замечать и приглашать на различные проекты. Одним из наиболее успешных оказался фильм «Туман», в котором Януш сыграл амбициозного крестьянина, стремительно продвигающегося по социальной лестнице. Но сломать всеобщий стереотип ему удалось только после фильма «Маятник» режиссера Филиппа Байона. В нем актеру досталась роль больного психиатрической больницы, страдающего шизофренией.
Переломный момент
В 1980 году Януш Гайос сыграл одного из главных персонажей в спектакле «Резвиться с дьяволом». Эта роль стала для парня решающей, поскольку после нее на него буквально посыпались предложения. На одной сцене с ним выступали многие известные польские актеры: Мариан Коциняк, Войцех Покора, Марек Кондрат, Барбара Вжесиньска, Кшиштоф Ковалевский и Магдалена Завадска. Работа с такими профессионалами стала для Януша колоссальным опытом, позволившим ему сформировать свой собственный стиль игры.
Свой талант и непревзойденное мастерство Януш полностью раскрыл в фильме режиссера Анджея Вайды «Железный человек», снятом в 1981 году, и «Ужин на четыре руки» Пола Барца. В этих картинах актер всем доказал, что может сыграть не только Янека Коса, но и более тонких персонажей. Его игра была высоко оценена не только телезрителями, но и многими авторитетными критиками.
Самая известная роль
Съемки во многих известных фильмах были только началом. Настоящий успех ждал Януша еще впереди. В 1989 году он исполнил свою самую успешную и запоминающуюся роль. В картине «Футбольный покер» он сыграл судью Яна Лагуна. Премьера состоялась 31 марта в кинотеатре Relax в Варшаве. В этот же период актер кардинально изменил свой имидж, из-за чего ему доставались роли преимущественно полицейских, гангстеров и наемных убийц. Наиболее известными фильмами с его участием являются «Экстрадиция», «Последняя миссия», «Экзекутор» и «Баловень удачи». Было немало успешных ролей и в театре, например, большой успех получил спектакль «Нюрнберг», «Месса за город Аррас», «Гардеробщик».
Заключение
Януш Гайос — это поистине великий актер, равных которому в Польше найти практически невозможно. При этом, несмотря на свою популярность, он остался очень скромным и сдержанным человеком. Помимо кинематографа и театра, он также увлекается фотографией и провел несколько выставок со своими работами. Создается впечатление, что ему по плечу все, за что бы он ни взялся. Но именно таким и должна быть настоящая звезда, свет которой будет гореть еще долго даже после смерти. Очень радует, что в наше время есть такие актеры, которыми можно гордиться.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание