Рубрики

Молоко за вредность: учителя подвержены стрессу больше, чем представители других профессий

Как считают исследователи, учитель – это профессия, которая сопряжена с большим и более частым стрессом, нежели у представителей большинства других современных специальностей. Это обусловлено тяжелой работой педагогов. Исследования, посвященные этой проблеме, организовали активисты разных стран мира, но наиболее показательными оказались итоги британских аналитиков. В среднем, как подсчитали они, каждый пятый педагог почти постоянно подвержен сильному стрессу на работе.

Причины и последствия

Как считают социологи, основные проблемы стресса обусловлены увеличением количества учеников при одновременной неукомплектованности школьного штата. Молодежь приходит работать в школу сравнительно редко, поэтому наблюдается нехватка практикантов и молодых педагогов. Все чаще учителя оставляют свое рабочее место гораздо раньше, чем они могли бы выйти на пенсию, и это создает дополнительную нагрузку на тех, кто стойко держится за рабочее место. Директора школ, впрочем, достаточно давно призывают обратить внимание на эту проблему. Несмотря на обилие выпускников педагогических вузов, большая часть современных школ испытывает нехватку персонала. Это касается не только иностранных учреждений, но и российских.

Перспективы и возможности

В последние годы в разных странах активно продвигается идея стажировки заграницей. Считается, что педагог – это та профессия, для которой такое обучение особенно важно. Вузы отправляют своих студентов на программы по обмену, а прогрессивные школы договариваются с партнерами в европейских державах. Однако это не помогает улучшить ситуацию. Как и несколько лет назад, сегодня в школах трудится ничтожно малое число педагогов, прошедших обучение или практику за границей. Не наблюдается и тех, кто, покинув стены школ, затем вернулся бы к этой работе снова.

Качество жизни – вот причина

Особенность учительской деятельности – очень интенсивный труд в течение учебного года, который затем сменяется непродолжительным относительным затишьем. Опросы доказывают: из-за очень большой нагрузки во время основных семестров (четвертей) педагоги просто не справляются с работой, что и становится источником беспрерывного стресса. Поскольку учителя заняты рабочими задачами буквально с утра до вечера, свободное время остается лишь на сон и простейшие повседневные задачи – даже на личную жизнь его не хватает. Из-за нарушения такого баланса стресс становится совершенно невыносимым.

Хочу и могу

Приблизительно 41% опрошенных педагогов подтвердил: они хотели бы иметь больше свободного времени, но нагрузка по работе просто не позволяет это сделать. Учитель – не единственная профессия, вынуждающая тратить так много времени на рабочие задачи, но прочие варианты напряженной работы вызывают у людей меньше недовольства. Максимальный процент неудовлетворенных количеством свободного времени среди сходных направлений деятельности – 32%.

Есть ли перспективы?

Специалисты считают, что сокращение нагрузки на каждого отдельно взятого учителя позволит современным школам решить проблему набора персонала. Педагоги будут намного реже увольняться, удастся найти новых работников. Рано или поздно, это выведет образовательную систему из кризиса. Социологи призывают: нужно что-то делать с текущим положением вещей, потому что даже очень высококвалифицированные учителя отказываются от своей работы, из-за чего молодое поколение сильно теряет в возможностях получения качественного образования.

Директора согласны

Проводились опросы и исследования также среди директоров российских школ. Большинство опрошенных подтвердили проблемы с комплектацией штата учреждений. Такие же сложности свойственны и американским, и европейским школам. Учреждения оказываются в очень сложных ситуациях из-за невозможности полностью укомплектовать штат, директора вынуждены давать новые задачи учителям, и без того с трудом справляющимся с нагрузкой. Но ведь нельзя заставить педагога работать сверх человеческих возможностей! Тем более, что сама по себе работа очень тяжелая, ведь задача учителя – воспитать, поддержать, научить и оценить молодое поколение. Директора школ считают, что нужно принять меры, дабы преподавание стало более привлекательной перспективной для молодых специалистов. К сожалению, адекватных путей достижения такой цели пока не видно. Управляющий персонал школ в тупике: они просто не знают, как и с чего начать.

Вчера, сегодня, завтра

Социологи считают, что единственный способ решения проблемы – улучшение условий работы педагогов. Для этого нужно особенно сконцентрировать внимание на тех, кто искренне заинтересован в своей деятельности. Такие люди должны иметь инструменты, возможности управлять своей карьерой и рабочим временем. Без адекватных мер проблема будет нарастать, словно снежный ком. Она особенно заметна относительно среднего звена обучения.

Впрочем, чиновники, ответственные за образование, признают, что для них очевидны причины проблем. Они прекрасно понимают, что педагоги работают в условиях невероятны нагрузок, вынуждены писать слишком много отчетов, а экзамены – это сплошной хаос. Кроме того, низкая заработная плата и недостаточное финансирование школ – дополнительные причины, из-за которых работник оказывается жертвой хронического стресса.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание