Рубрики

Мы не ведем себя как датчане, мы и есть датчане: как жители городка Элк-Хорн в США пытаются доказать свою национальную принадлежность

Несколько месяцев назад в вестибюле одной гостиницы на Среднем Западе США клерк задал посетителю довольно специфический вопрос: "Вы из Дании?" Это звучало странно, потому что дело происходило в городке Элк-Хорн, штат Айова, с населением около 650 человек.

Датский анклав

Элк-Хорн - это не типичная сельская американская община. В городе, на главной улице которого развеваются датские флаги, гостям подают сэндвичи на открытом воздухе. Там есть датская ветряная мельница 19-го века, возвышающаяся над скромным центром города. Ветряная мельница была перевезена по частям из Нерре-Снеде, Дания, и вновь собрана в 1976 году. В монтаже участвовало более 300 добровольцев, а потратили на этот проект почти 100 000 долларов.

"Это был отличный способ почтить наше датское наследие и спасти небольшой город от смерти", - говорит Лиза Стин Риггс, которая управляет ветряной мельницей и ее соседним сувенирным магазином на протяжении более чем четырех десятилетий.

Немного истории

Элк-Хорн - действительно очень датское место: 43% жителей утверждают, что имеют датские корни. Штат Айова был назван в честь одного из многих коренных американских народов, которые населяли Землю в течение многих поколений; в начале 19-го века белые поселенцы захватили территорию путем сомнительных договоров и принудительных переселений. Датчане пришли в Айову во время последующей волны миграции, которая началась во второй половине 19-го века.

В современном Элк-Хорне многие традиции, унаследованные от предков датских иммигрантов, сохранились благодаря сельской природе общины. "Мы не пытаемся казаться датчанами, мы и есть датчане, - говорит Риггс. - Именно так нас и воспитывали. Мы едим датские бутерброды с "открытым верхом": один кусок хлеба, намазанный маслом, мясом и приправами сверху. Это своего рода произведение искусства. Я выросла, думая, что все в мире едят бутерброды такого вида".

Через поколения

"Мои дети любят хюгге, - говорит одна из жительниц Яна Симонсен, имея в виду датский тренд комфорта и уюта, который стал популярным по всему миру. Ее милый и небрежный монолог пестрит датскими словечками. - Мы делаем фрикадельки и аблескивер (датские котлетки и блинные шарики соответственно), а также пытаемся приготовить традиционную жареную свинину и картофель на Рождество".

Карма Соренсен, еще одна жительница Элк-Хорна, рассказывает, что датское наследие передается из поколение в поколение. "Я учу своих детей датским традициям, которые мне передали мои родители, - говорит она. - Надеюсь, что и сегодняшние потомки будут передавать знания своим внукам и правнукам".

"День памяти"

Вкупе с приготовлением блюд датской кухни и демонстрацией скандинавского декора в своих домах сообщество ежегодно празднует "День памяти" - Tivoli Fest, который всегда проходит в выходные дни. Названное в честь Копенгагенского парка развлечений мероприятие совмещает народные танцы, костюмированный парад викингов и кулинарные конкурсы.

Элк-Хорн также является родиной музея, который привлекает посетителей изящными экспонатами датско-американской истории и современной датской культуры, а в одном из залов можно даже проследить генеалогию своей семьи. В датском ресторане "Тэйбл" подают селедку с ржаным хлебом и домашние сосиски. В таверне Norse Horse можно заказать блюда американской кухни, но есть и датское пиво на разлив.

Звезды телевидения

В 2013 году преданность Элк-Хорна датской идентичности вдохновила датское телевидение на создание документального фильма "Дания в прериях". Проект зашел на ура, что привело к продолжению в 2014 году, двум эпизодам датского кулинарного шоу и небольшому, но постоянному потоку датских туристов.

По оценкам Риггс, 1500 европейских датчан в год ищут сельский анклав - это более чем в два раза превышает число людей, которые там живут. "Из-за двух документальных фильмов посетители начали приходить толпами", - говорит Риггс. Эти визиты начались всего через три дня после выхода первого документального фильма на датском телевидении. "Какой-то парень приехал на автобусе и автостопом добрался сюда с автострады. Он пробыл у нас шесть недель", - вспоминает Лиза.

"Жители Дании находят нас очень забавными, - продолжает она. - Им казалось странным, что в маленьком американском городке едят бутерброды и фрикадельки, что мы танцуем на нашем фестивале. Это прекрасно, что мы можем посмеяться над собой".

Адаптация и эволюция

Конечно, жителям Элк-Хорна приходится немного изменять себе и адаптироваться к американским реалиям. Так, местный вариант десерта аблескивер подается с пряной колбасой, которая называется медистерпельсе. (Это немного похоже на подачу рождественского печенья с поджаренными ребрышками.) "Если посчитать, то мы получили почти 1000 писем, в которых люди говорят нам, что в аблескивер не кладут медистерпельсе, - говорит Риггс. - Но именно это и делает нас не чистыми датчанами, а датскими американцами. Так мы адаптируемся и, возможно, даже эволюционируем".

Мэр на "Харлее"

Пожалуй, больше всего датчан приходит на встречу с мэром Стэном Йенсом, бородатым политиком на "Харлее", который был одним из главных действующих лиц в документальных фильмах и кулинарных шоу. Он безмерно гордится датским наследием Элк-Хорна, а его приветливость видна в каждом действии, независимо от того, пытается ли он перевести свою речь на датский язык или играет главную роль в кулинарном шоу, готовя печеночный паштет в датском стиле, который даже его собственная собака не будет есть. "Он стал знаменитостью, - говорит Риггс. - На своей странице в Facebook он нередко получает по 1000 лаков на своих постах".

Йенс всегда готов позировать для фото с посетителями, и он немного озадачен своей уникальной формой славы.

"По телевизору только что показали повтор рождественского кулинарного шоу в эти выходные, - говорит Йенс. - К тому же у меня есть куча запросов в друзья из Дании. Для меня это так дико, но приятно. Ведь я такой же среднестатистический член общины, как и все остальные".

Где туристы, там деньги

Туризм, несомненно, стал экономической манной небесной для Элк-Хорна. Будь то посетители из Дании или водители на межштатной автомагистрали, которые замечают знак датской ветряной мельницы, многие хотят заехать на датский огонек. Эрик Норкьер, который живет в Аулуме, Дания, организовал три групповых тура в эту крошечную общину Айовы. "Элк-Хорн сумел стать чем-то большим, чем просто городок в прериях, - говорит он. - И все из-за их датской идентичности. Они так гордятся своим наследием. Для туристов очень приятно видеть мельницу и музей, но главная достопримечательность для меня - это люди и их история".

Для жителей города повышенное внимание также принесло выгоду, которая не может быть измерена одними только деньгами. "С того момента, как нас узнала вся европейская часть датчан, я познакомился с тысячами людей и получил около 200 рецептов печеночного паштета", - говорит Йенс.

"Мы относимся к людям как к гостям, а не как к незнакомцам, - говорит Риггс. - Мы не просто проходим мимо приезжих. Мы смотрим им в глаза и улыбаемся".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание