Существует мнение, будто завоевывать доверие нужно годами. На самом деле это заблуждение. Существует ловкий психологический трюк, который помогает сразу расположить к себе нового человека, произвести положительное впечатление и сделать так, чтобы с вами захотели сотрудничать. Теперь на новой работе я точно знаю, как сразу влиться в коллектив. Делюсь с вами эффективным лайфхаком.
Доверие как основа успешной карьеры
Доверие – это основа плодотворного сотрудничества и одна из составляющих успеха в карьере и в бизнесе. Наверняка многие из вас знают, насколько сложно стать членом нового коллектива, когда едва знаешь своих коллег. Хорошо, если в команде уже есть кто-то, кого вы знаете, кто, к примеру, порекомендовал вас на эту работу. Естественно, тогда благодаря его авторитету вы сможете быстрее адаптироваться в новом коллективе. А что же тогда делать, если вы действительно никого не знаете и были наняты на работу просто по объявлению? Ведь тогда, чтобы завоевать доверие, должны понадобиться месяцы, если не годы, верно?
По крайней мере, именно так люди рассуждали раньше. Однако современные психологи опровергли это заблуждение. На самом деле есть научно обоснованная теория, даже, скажем, схема, с помощью которой в кратчайшие сроки вы сможете стать «своим» человеком в коллективе и понравиться своим коллегам.

Теория, которой уже более полувека
Лайфхак, о котором пойдет речь, был опубликован пять лет назад профессором Уортоном Морисом Швейцером и профессором Адамом Галинским из Колумбийской бизнес-школы. В действительности он был придуман еще в 1966 году Эллиотом Аронсоном. Суть его уникальной формулы заключается в том, чтобы найти оптимальный баланс между человечностью и компетентностью. Проще говоря, вы должны казаться уязвимым профессионалом. Звучит странно, не так ли? Разберемся, как это работает на практике.
Психологи провели ряд экспериментов, чтобы понять, какие люди импонируют нам больше всего с первых минут знакомства. Оказывается, всем нам нравятся незнакомцы, которые допускают мелкие ошибки. Это подтверждает результат одного эксперимента.
Любопытный эксперимент
Сначала группе испытуемых дали прослушать аудиозаписи, где предполагаемые кандидаты на должность рассказывали о себе. Безусловно, больше всего привлекли внимание профессионалы с большим опытом работы, определенными успехами и достижениями в выбранной сфере.
Вторым этапом эксперимента было знакомство с соискателями. Некоторые из них во время «собеседования» случайно пролили кофе. Так вот как раз эти люди и показались испытуемым наиболее симпатичными.
Фавориты и аутсайдеры
В конечном итоге участников эксперимента попросили сделать выбор в пользу того или иного кандидата. В фаворитах оказались люди, которые показались профессионалами, исходя из прослушивания аудиозаписи, но которые на собеседовании случайно пролили кофе.
Аутсайдерами стали либо те кандидаты, которые не впечатлили опытом, либо профессионалы, которые не допустили ни единой ошибки. Таким образом психологи пришли к выводу, что перфекционисты не импонируют окружающим, поскольку они настолько идеальны и безупречны, что не к чему придраться. Их охарактеризовали как «бесчеловечных».
С другой стороны, непрофессионалы, которые допустили ошибки (в данном случае пролили чашку кофе), также произвели не самое благоприятное впечатление. Участники эксперимента признались, что не взяли бы на работу таких неумелых и неуклюжих людей.
Слабость = человечность
Как мы видим, две крайности не пришлись по душе испытуемым. Так же происходит и в реальной жизни. Безупречный профессионал высокого уровня имеет так же мало шансов построить карьеру, как и аутсайдер. Таким образом, ключ к успеху – это найти ту грань между перфекционизмом и отсутствием профессионализма. Нужно впечатлить людей своими талантами и достижениями, но в то же время продемонстрировать свою уязвимость. Именно слабость расценивается окружающими как «человечность».
На мой взгляд, эти понятия далеки от синонимичных, ведь если человек пролил чашку кофе или случайно уронил на пол телефон, то это еще не означает, что он является хорошим человеком, придет вам на помощь, что он склонен к сочувствию или состраданию. Однако наукой доказано, что окружающим доставляет нескрываемое удовольствие наблюдать за такими мелкими оплошностями. Вы сразу получаете бонусные баллы за то, что таким образом продемонстрировали свою уязвимость.
Пример психологов
После того как была выведена эта теория, можно предположить, кто первым ее испробовал на практике. Конечно, это были эксперты в области психологии. Всем психологам было дано задание начинать разговор с пациентами с одного из следующих эпизодов:
- случайно уронить ручку;
- пролить чашку кофе;
- рассказать неудачную шутку.
Важный момент: в кабинете у каждого специалиста на стене висели дипломы, подтверждающие его квалификацию и достижения. И что вы думаете? Практически все пациенты отметили психологов как надежных специалистов, которым можно доверять. И это несмотря на то, что визит был первый и довольно непродолжительный. Раньше, чтобы войти в доверие к пациенту, психологу требовалась не одна встреча. А тут раз – и с первых минут такой потрясающий результат.
Человечный робот
Исследования продолжились и в 2017 году. Психологи постоянно отслеживают динамику и ищут подтверждение давним теориям, чтобы понять, как изменилось современное общество и актуальны ли сегодня те лайфхаки, которые были эффективными несколько десятилетий тому назад.
Так вот три года назад ученые провели любопытный эксперимент. Испытуемым предложили понаблюдать за тем, как решают задачи роботы. Некоторые роботы были неисправными и допускали ошибки, а некоторые отвечали идеально на все вопросы. Так вот оказалось, что положительное впечатление произвели именно первые, то есть те, которые ошибались.

Представьте себе, насколько это удивительные результаты, ведь речь шла не о людях, а о роботах. Казалось бы, разве может импонировать кому-нибудь неисправная машина, техника? Вряд ли кому-нибудь из нас хотелось бы, чтобы барахлил компьютер или телефон. Тем не менее, подсознательно мы тяготеем к тому, что несовершенно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание