Возможна ли дружба на рабочем месте? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Общение с коллегами часто перерастает в дружеские отношения. Какую опасность это может таить для вас, как для сотрудника? Мы решили разобраться в этом вопросе.
Почему люди на работе становятся ближе?
Большинство из нас проводит большую часть времени на работе. На протяжении многих месяцев мы сидим в одном помещении с одними и теми же людьми по 8-10 часов ежедневно, зная, что происходит в их личной жизни и делясь подробностями своей. Мы видим коллег даже чаще, чем многих из своих друзей и родственников. В результате природа наших отношений истолковывается неправильно. Возможно, поэтому дружба на рабочем месте заканчивается, как только мы меняем работу.
Многочисленные исследования и опросы позволили выявить тот факт, что при выборе работы люди руководствуются не только адекватной заработной платой, но и позитивной рабочей атмосферой. Для некоторых и вовсе хорошие отношения с коллегами важнее, чем заработок. В дружественной рабочей обстановке человек не испытывает такого уровня стресса и давления со стороны начальства, поэтому готов получать немного меньше.

Дружба может негативно отразиться на карьерном росте
Не секрет, что по служебной лестнице часто продвигаются так называемые любимчики или родственники начальника. Однако не всем известно, что дружба на рабочем месте может негативно сказываться на карьерном росте. Панибратские отношения с руководством или коллегами далеко не всегда могут способствовать продвижению по службе. Многие начальники, даже те, которые находятся в дружественных отношениях с некоторыми из своих подчиненных, не будут продвигать их только потому, что те заслужили статус друга. Во-первых, это неэтично, во-вторых, может повредить работе компании.

Продвинутый по дружбе может не справиться
Помимо пересудов, которые возникнут после незаслуженного повышения сотрудника, он может просто не справиться с возложенными на него обязанностями ввиду недостатка опыта, образования или слабого характера. Если в компании большая конкуренция, то даже одно необдуманное слово, сказанное с позиции друга, может обернуться против вас. К примеру, вы делитесь личным мнением с коллегой, которого считаете если не другом, то хотя бы товарищем, а он использует информацию против вас в тот момент, когда вы будете меньше всего ожидать.

Работодатели используют непринужденную рабочую атмосферу в личных целях
Работодателям известно желание сотрудников работать в непринужденной обстановке, поэтому все чаще в объявлениях можно увидеть обещания плоской иерархии, тимбилдинга и т. д. Современная рабочая атмосфера предполагает неформальный тон общения, несмотря на то что мысленно сразу вырисовывается позитивная и живая среда, это может привести к возникновению недоразумений на рабочем месте. Дружественные отношения часто предполагают низкую производительность, что может привести к тому, что сотрудники будут выполнять свои обязанности недостаточно серьезно и ответственно. Когда начальство вдруг обнаруживает, что производительность падает, и жестко критикует персонал, все осознают недостатки подобной ситуации.
По мере развития дружеских отношений вы можете перешагнуть черту и начать делиться с коллегами подробностями своей частной жизни, которую нужно оставлять за дверями офиса. Во время расслабляющего коктейля после работы поднимаются вопросы о планировании семьи, успехах детей, планах на будущее, при наличии этой информации работодатели легко делают выводы о приоритетах сотрудников, их устойчивости и доступности во внеурочное время.

Половина наших коллег, с которыми мы дружим, относится к нам не так, как мы думаем
Безусловно, поддерживать приятельские отношения с коллегами очень важно, однако нужно уметь отличать коллегиальные отношения от дружбы. Дело в том, что в большинстве случаев в игру вступает эффект воздействия. Проще говоря, после первого положительного контакта с человеком меняется наше нейтральное восприятие, и мы оцениваем его необъективно. В результате чем чаще мы общаемся с коллегами, тем более сочувствующе и снисходительно к ним относимся. Так коллеги переходят в разряд знакомых, а затем становятся предполагаемыми друзьями. Работа над совместными проектами, непринужденная атмосфера еще больше способствуют возникновению такого чувства. Проблема в том, что, если мы воспринимаем коллегу как друга, это не значит, что он относится к нам так же.
Исследователи из технологического института Массачусетса и Тель-Авивского университета выяснили, что немногим более половины людей, с которыми мы работаем и которых считаем друзьями, отвечают нам взаимностью. Если привести точные данные – 53 % коллег-друзей, с которыми мы тесно общаемся, считают нас друзьями. Все остальные характеризуют нас как знакомых, что говорит о том, что мы зачастую неправильно оцениваем дружбу.

Большинство коллег после смены места работы исчезают из нашей жизни
Осознание этого приходит в тот момент, когда общение переходит в рамки личного пространства. Вы звоните бывшему коллеге, предлагаете встретиться, приглашаете на семейное торжество и получаете отказ за отказом. Что лишний раз доказывает, что близость сохраняется только до тех пор, пока вы ежедневно встречаетесь на работе. После внезапного прерывания ежедневных контактов заканчивается и дружба.
Наконец, что можно сделать, чтобы выстроить приятельские отношения с коллегами, но не попасть в ловушку мнимой дружбы? По словам экспертов, важно не ограничиваться официальным общением, вполне нормально обмениваться идеями, делиться накопленным опытом, шутить и смеяться. Невозможно большую часть своего дня проводить с серьезным и сосредоточенным выражением лица.
Если верить статистике, чтобы чувствовать себя уверенно, человеку требуется поддерживать около 20 контактов одновременно. Необязательно для этого водить тесную дружбу со всеми, вполне естественно поддерживать доброжелательные отношения с коллегами. Не стоит исключать возможность построения крепкой и долгосрочной дружбы с кем-то из сослуживцев, несмотря на то что случается это очень редко. Если за пределами офиса вы не контактируете ни с кем из сотрудников, вам необходимо сохранять профессиональную дистанцию и больше общаться с теми, в ком чувствуется взаимный интерес.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание