Рубрики

Не спешим отдавать деньги: фишки, которые используют на тренингах по личностному росту, чтобы ввести людей в заблуждение

Курсы и тренинги по личностному росту предлагают людям возможность улучшения своего финансового положения и даже социального статуса. Идея заманчивая, поэтому она собирает большие аудитории, а вместе с ними приносит немалый доход и ведущим. При этом конечный продукт далеко не всегда оказывается по-настоящему ценным. Об основных уловках бизнес-тренеров личностного роста и пойдет речь ниже.

Раскрытие «секретов»

За лежащие на поверхности знания едва ли кто-то будет платить, но к этому пониманию еще надо прийти. Настоящую ценность имеют неочевидные, порой сформулированные в результате собственной практической деятельности смыслы о механизмах взаимодействия личности и бизнеса. Однако подобными секретами будут делиться немногие из успешных людей.

Что же касается большинства коучей, то они и вовсе никакими особыми секретными знаниями не обладают. Единственная цель, которую они хотят достичь в контексте упоминания заманчивого слова «секреты», - это именно привлечение внимания. Предвкушение, что перед человеком откроется некая тайна, объясняющая почему одни люди добиваются успеха, а другие ничего не имеют, завораживает многих людей. Но важно понимать, что никакой тайны не существует в принципе.

С небольшими отклонениями почти всегда работает лишь одна формула успеха – 80% труда на 20% личного таланта. Остальные ценные знания должны постигаться своим опытом и обращением к методическим пособиям.

«Из грязи в князи»

Обязательная история о том, как обычный человек смог преодолеть путь из низов к вершинам бизнес-сообщества. Такие рассказы в стиле «Золушки» предназначены для укрепления в слушателе уверенности в собственных силах, которые неведомым способом активизируются после тренинга и позволят пройти тот же путь к заветной мечте. То есть коуч предлагает не конструктивную схему, фактически объясняющую возможную тактику роста, а использует психологический прием, не имеющий никакого практического смысла.

Для большего убеждающего эффекта нередко используются близкие к целевой аудитории образы рядовых обывателей. Идентифицируя себя с героем рассказа, слушатель понимает, что просто не имеет права упускать такой шанс в своей жизни и продолжает посещать тренинги, на самом деле отдаляясь от своей мечты.

Обращение к собственным книгам

Периодическое упоминание книг ставит перед собой две цели. Во-первых, это тоже психологический прием, смысл которого заключается в повышении авторитета коуча в глазах аудитории. Считается, если у человека есть изданная книга, да еще и не одна, значит он действительно имеет вес как специалист и его стоит послушать. Во-вторых, это обычная реклама своей продукции. Иногда подобные книги представляются как кладезь уникальной информации, которой нет даже на тренингах – очевидно, что участники должны будут их приобретать тоже. На самом деле большинство таких материалов является в лучшем случае пересказом давно известных тезисов из популярных мотивационных произведений.

Дополнительные товары

Кроме книг продаются и другие материалы, а также услуги. Треннинг, по большому счету, можно рассматривать именно как рекламную площадку для продвижения сопутствующей продукции. Это может быть все что угодно от символической атрибутики и аудиодисков до интернет-курсов и персональных консультаций. Причем наибольший риск приобрести то, что не будет нужно, имеет место как раз в рамках тренинга, когда люди еще находятся под психологическим воздействием коуча.

Демонстрация статистических данных

Еще одно обращение к условно авторитетному источнику, который должен укрепить веру в ценность курса. Что же представляет собой статистика тренера личностного роста? Преимущественно, это данные с подведением итога его деятельности на конкретный момент. Сколько лекций он провел, сколько книг написал, сколько он заработал и т.д. Причем не обязательно это будут ложные сведения. Важно понимать одно – какое отношение подобная статистика имеет к шансам конкретного слушателя стать успешным.

Обаяние коуча

Один из залогов успеха бизнес-тренеров заключается в личной харизме, которая магнетически действует на людей. В некотором смысле, это актеры, умеющие выгодно преподнести себя, красноречиво говорить, подключать юмор и, разумеется, хорошо зарабатывать. Яркий пример этому – Тони Роббинс, который смог, по сути, ничего не предлагая, не раскрывая никаких секретов, собрать огромную аудиторию в Москве при цене за билеты, достигающей 500 тыс. руб. Разумеется, если бы аналогичное мероприятие планировал никому не известный человек с тем же набором тезисов, ему бы и близко не удалось собрать такую аудиторию.

Антинаучные рекомендации

Многие коучи активно используют и откровенно ложные приемы, основанные на фэн-шуе, эзотерике и всевозможных паранормальных практиках. Например, если определенным образом разложить монеты в шкафу с книгами тренера, то обязательно откроется окно возможностей для быстрого и легкого заработка. И подобные советы тоже действуют на аудиторию, так как вера в сказку на подсознательном уровне живет и во взрослых людях.

Легкость перемен

Безусловно, чтобы добиться хоть чего-нибудь, от самих слушателей потребуются определенные действия. Они обозначаются как изменения себя, своего отношения к миру, к деньгам и т.д. И обязательно коуч будет настаивать на легкости подобных изменений, так как в обратном случае часть аудитории разочаруется и отступит назад. Успех бизнес-тренеров как раз заключается в том, что они «продают» легкий путь к заветной мечте. Но таким он является лишь на словах, но не в реальной жизни.

Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что тренеры личностного роста и вовсе не нужны, так как они предлагают совершенную иллюзию. В подавляющем большинстве так и есть, поскольку не существует простых путей к успеху. Ценность могут иметь реальные стратегии и проекты, в которых будут участвовать узкие специалисты, консультирующие клиента на предмет четко поставленных практических вопросов. Если же речь идет об абстрактном успехе и в качестве ключевого и единственного фактора его достижения приводится только желание, такие занятия будут иметь мало общего с реальным личностным ростом.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание