Вы всегда готовы взяться за задачи, от которых другие отказываются, даже когда дел и так полно? Если вы ответили «да» на вопрос, скорее всего, вы не понаслышке знакомы с таким явлением в рабочей культуре, как офферизм.
Что такое офферизм?
В своей основной форме офферизм — это постоянная необходимость радовать других и всегда быть первым. Вы беретесь за работу не только тогда, когда человек обращается за помощью напрямую к вам, но и тогда, когда это общий запрос, адресованный группе. Даже когда задание не в вашей компетентности и не представляет для вас выгоды.
Чайник пуст? Вы заполните его водой и предложите сотрудникам чаю. Просроченная административная работа, которую никто не хочет брать на себя? Вы с радостью возьметесь за нее!
Чем объясняется психологическое явление
Офферизм — это поведенческая черта человека, который имеет подавляющую тенденцию предлагать свою поддержку или услуги, даже если они негативно влияют на его благосостояние. Проявляется офферизм в результате неуверенности в себе и желания быть любимым и уважаем.
Офферизм психологи нередко связывают со страхом сказать «нет». Чем чаще вы отвечаете «да» на просьбы людей, тем чаще они будут обращаться к вам за помощью. Существует риск застрять в замкнутом круге. Офферизм опасен, прежде всего, своими последствиями: проблемы с самооценкой и психическим здоровьем.
Эффективен ли офферизм на работе?
В управлении конфликтами офферизм сродни приспосабливанию. Мы хотим удовлетворить потребности других людей за счет наших собственных. Мы учитываем их просьбы. Мы говорим «да», имея в виду «нет». Когда же человек, всегда выражавший согласие, проявляет обиду или говорит «нет», окружающие удивляются его поведению.
Некоторые люди используют офферизм как механизм продвижения в бизнесе. Они считают, что постоянная доступность и проявление заинтересованности в выполнении любой задачи позволяет им выглядеть в глазах шефа мотивированными, решительными и надежными сотрудниками. К сожалению, такое поведение может иметь противоположный эффект.
Социологическое исследование: всегда ли офферизм — плохо?
Недавнее исследование показало, что 87 % из 2000 участников берут на себя нагрузку коллег в их отсутствие. Из этой группы 39 % сказали, что это позволило им освоить новые навыки. Треть чувствовала себя более уверенно после выполнения задания.
40 % испытуемых также наслаждались выполнение задачи, если работа, которую они выполняли, принадлежала высокопоставленному члену команды, ведь их коллеги доверили им серьезное поручение.
Советы психологов
По словам психологов и коучей по личному развитию, лучше устанавливать границы. Они, на самом деле, повышают уважение к человеку. Слабая личность, которая всегда говорит «да», выглядит неубедительно в глазах других людей. В большинстве случаев они будут просто-напросто использовать ресурсы человека.
Будьте полезны другим, но не перегружайте себя. Подневольное состояние редко приводит людей к вершине карьерной лестницы.
Нет ничего плохого в том, чтобы предлагать свою помощь коллегам и руководителям. Главное — всегда помнить о том, что входит в ваши обязанности, и никогда не забывать, что говорить «нет» — нормально.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание