Многие считают, что невозможно достичь баланса между своей личной и профессиональной жизнью. Как можно уделять время себе, когда более трети, а то и половины своей жизни приходится работать и откладывать мечты о счастливом будущем на потом, которого может и не быть?
В результате мы трудимся больше, чем спим, веселимся, отдыхаем, учимся и любим, даже если все это сложить вместе. Эксперты по тайм-менеджменту дают несколько советов, как сделать так, чтобы работа не мешала личной жизни.
Определите для себя, что считается рабочим временем, а что нет
Если у вас нормированный рабочий день, вы можете точно определить его временные рамки. Если вы фрилансер, работаете на дому или по найму, вам сложнее ответить, по сколько часов вы работаете каждый день.
Определите для себя, сколько времени ежедневно или в неделю вам требуется на личные нужды, такие как домашние хлопоты, дети, спорт, увлечения и т. д. Относитесь к этому времени так же серьезно, как и к своим рабочим часам. Если вы не можете четко определиться со временем, предлагаем воспользоваться будильником. Спустя несколько дней вы привыкните к своему графику.
Придерживайтесь графика
Составьте для себя список дел с учетом времени на выполнение каждого из них. В конце рабочего дня проверьте, как далеко вам удалось продвинуться. Если вы позволите себе делать короткие паузы, при этом будете знать, что не отстаете от графика, сможете лучше концентрироваться на поставленных задачах. Если вы заметили, что не хватает времени на совершение каких-либо задач, стоит обдумать заданный интервал или то, как можно ускорить работу.
Внесите ясность в общение с коллегами
Важно, чтобы ваши коллеги и партнеры по работе знали, где находится граница между вашим личным и рабочим временем. Попросите их не звонить и не отправлять вам электронные письма и сообщения после шести вечера, когда вы закончили рабочий день и покинули офис.
Занимайтесь работой в рабочее время
Многие люди привыкли брать работу на дом, считая, что так они могут лучше сконцентрироваться. В результате работают и в офисе, и дома. Стоит ли говорить, что это неправильный подход к делу. Старайтесь выполнять как можно больше обязанностей в рабочее время, чтобы не лишать себя личной жизни.
Расставляйте приоритеты
Чтобы не смешивать частную жизнь и работу, определите для себя, что для вас важнее. Расставляя приоритеты, ориентируйтесь на свои цели и потребности, а не на ожидания окружающих. Для родителей важно иметь возможность забрать ребенка из школы, для студентов - получать вечернее образование, открыто обсудив такую возможность с начальством, вы сможете лучше планировать свое время.
Учитесь говорить «нет»
Только вам известны ваши возможности, если вы знаете, что не сможете или не успеете выполнить чью-то просьбу, прямо об этом скажите, в противном случае вам придется жертвовать своим личным временем. Научившись говорить «нет», вам будет легче разграничивать частную жизнь от профессиональной.
Эксперты по тайм-менеджменту рекомендуют не сразу отвечать на просьбы, а брать время на размышление. Каким бы ни был ваш ответ, стойте на своем и не поддавайтесь на уговоры.
Прекратите проверять электронную почту
Мобильные устройства позволяют нам оставаться на связи 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, для личной жизни это огромное преимущество, для профессиональной - скорее недостаток. Привычка проверять сообщения и электронную почту отвлекает и не дает мысленно абстрагироваться от работы и сконцентрироваться на своих близких. Только вы сами можете установить для себя правило - не проверять электронную почту и не отвечать на звонки от коллег.
Старайтесь работать продуктивнее
Если в прошлом рабочее время было строго фиксированным, как говорится «от звонка до звонка», то в настоящее время наблюдается обратная тенденция - многие работники уже привыкли к постоянным переработкам и ненормированному графику. Мы убеждены, что если на часок задержимся на работе, успеем закончить недоделанные дела, однако на деле все обстоит иначе, чем дольше мы работаем, тем ниже наша производительность.
Фраза «работать нужно не долго, а с головой» на первый взгляд кажется грубой, но точно определяет суть проблемы. Чтобы справляться с ежедневными обязанностями, необходимо придерживаться графика и выделять строго определенное время на выполнение каждой из них. Кроме того, не нужно браться сразу за несколько дел и отвлекаться на мессенджеры, социальные сети, пустую болтовню по телефону.
Не требуйте от себя невозможного
Еще один враг саморазвития - перфекционизм. Чем старше мы становимся, тем больше обязанностей у нас появляется, справится с каждой из них на отлично все сложнее. Научитесь отпускать ситуацию и жертвовать меньшим ради большого. Если после тяжелого трудового дня вы не в силах приготовить ужин из трех блюд, не вините себя, что приходится довольствоваться яичницей - это приведет вас к внутреннему выгоранию. Стремление сделать все хорошо похвально, но не нужно зацикливаться и требовать от себя невозможного.
Делегируйте задачи
Многие из нас стараются взять на себя как можно больше обязанностей только потому, что считают, что смогут лучше контролировать процесс, однако это не самое лучшее решение. Берите на себя ровно столько, сколько можете выполнить без ущерба своей личной жизни, менее важную часть работы делегируйте другим сотрудникам.
Такой подход приветствуется не только на работе, но и дома. Специалисты рекомендуют договариваться о разделении обязанностей с людьми, которые вас окружают: бизне-партнерами, коллегами, членами семьи. В результате вы частично разгрузите себя и поможете другим стать более ответственными.
Начните меняться с малого
Глупо думать, что ваш образ жизни изменится за несколько дней. Чтобы измениться, требуется немало времени, силы воли и амбиций. Чем сложнее цель, которую вы ставите перед собой, тем больше вероятность того, что вы бросите ее на полпути.
Если вы решили не задерживаться на работе и больше времени проводить с семьей, не ждите, что это у вас будет получаться пять дней в неделю. Начните с малого, постарайтесь приходить домой раньше, скажем, по пятницам, затем делайте это чаще, пока не достигните желаемой цели.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание