Рубрики

Опыт звезд бизнеса: 3 урока для предпринимателей - взлеты и падения крупнейших компаний в истории

Незадолго до пандемии крупные компании уверенно доминировали на рынке. Разрыв в показателях между крупными и малыми компаниями увеличивался, а люди создавали все меньше новых предприятий. Однако всего за несколько лет ситуация изменилась, и сейчас мы наблюдаем исторический всплеск создания новых предприятий и сокращение разрыва в производительности между крупным и малым бизнесом. Рассмотрим подробнее, какие уроки из прошлого нужно извлечь руководству крупных компаний, чтобы оставаться конкурентоспособными в будущем.

Неизбежность изменений

Все мы наблюдали за тем, какие удары пришлось отражать мировой экономике в период распространения новой коронавирусной инфекции. Однако важно понимать, что пандемия была лишь катализатором, ускорившим неизбежные изменения — неизбежные, потому что такова природа крупных организаций. Они не могут долго удерживать доминирующее положение на рынке, что подтверждается оценками экспертов. Прибыльность и долговечность крупных компаний сокращаются десятилетиями. Компании-лидеры, которые сейчас страдают от падения цен на акции, увольняют тысячи талантливых сотрудников, уступая место более мелким фирмам.

Эти изменения являются частью цикла, который существовал с самого зарождения капитализма. Оглядываясь назад на предыдущие циклы созидательного разрушения, в ходе которых крупные фирмы неизбежно проигрывали своим более мелким конкурентам, предприниматели могут извлечь много уроков, которые применимы и сегодня.

Урок 1. Не останавливаться на достигнутом

Крупные компании, как правило, становятся все более уверенными в себе по мере достижения успеха. Это открывает возможности для небольших компаний, руководство которых стремится удовлетворить свои амбиции и готово ради достижения цели идти на риск.

Например, Ост-Индская компания, основанная в 1600 году, когда-то управляла не только судами и складами, но и армиями солдат для обеспечения колониальной эксплуатации. Имея монопольное право на импорт чая и других основных продуктов питания, компания обладала огромной властью и богатствами. Тем не менее, она стала жертвой собственного успеха, в конечном итоге придя в упадок, поскольку ее лидеры обогатились, стали много внимания уделять политике и перестали внедрять инновации.

Тот же урок применим и сегодня. Как только руководители крупных компаний осознают свое доминирующее положение, они расслабляются и становятся жертвами небольших компаний, готовых идти в ногу со временем и постоянно совершенствоваться.

Урок 2. Хорошие связи – не гарантия успеха

История показывает, что закон может одержать победу над силой. Рассмотрим пример Роберта Ливингстона, который финансировал успешное изобретение парохода Робертом Фултоном в 1807 году. Ливингстон использовал свои связи и богатство, чтобы получить монополию на паромный бизнес между Нью-Йорком и Нью-Джерси. Но Корнелиус Вандербильт, не имевший ни социального положения, ни образования, осмелился оспорить привилегии Ливингстона и выиграл дело в верховном суде, отменив уставы монополий между штатами.

Благодаря неустанному стремлению Вандербильта к повышению эффективности производства и снижению затрат, он получил деньги для улучшения не только паромов, но и океанских судов, а затем и железных дорог.

Вандербильт доказал, что компании, которые полагаются на личные связи, часто становятся чрезмерно самоуверенными, считая себя защищенными от конкуренции. Это делает их уязвимыми перед более мелкими конкурентами, которые готовы бороться за справедливость.

Урок 3: Крупные компании предпочитают стабильность инновациям

К концу 19-го века сталь стала основой экономики, а у Эндрю Карнеги были самые большие и лучшие заводы. Как и Вандербильт, он быстро расширялся, сохраняя низкие издержки и реинвестируя прибыль. В 1901 году Карнеги продал сталелитейную компанию банкиру Джону Пирпонту Моргану за 480 миллионов долларов.

Морган основал U.S. Steel, но не смог укрепить успех Карнеги, позволив крошечным конкурентам расширяться. Опасаясь антимонопольного законодательства и предпочитая стабильность и дивиденды рискованному росту, U.S. Steel не смогла внедрить инновации и в конечном итоге развалилась из-за иностранной конкуренции и роста сталелитейных мини-заводов в 1960-х годах.

Озабоченность U.S. Steel стабильностью распространена в сфере крупного бизнеса, что дает возможность более мелким конкурентам добиться успеха. Инновации имеют решающее значение для создания и поддержания конкурентного преимущества.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание