Рубрики

Пафосные должности: необычные названия, созданные, чтобы скрыть реальный смысл

Технологии маркетинга проникают в самые неожиданные сферы, заманивая не только конечных потребителей продукции, но и тех, кто находится в поисках работы. Причем действует механизм привлечения сотрудников достаточно неожиданно. Работодатель старается описывать должность максимально звучно, чтобы ощущались оттенки престижа и респектабельности. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь и соискатели вакансий также стараются себя предложить с самых лучших сторон. Проблема лишь в том, что речь, как правило, идет о самых низкооплачиваемых и малопривлекательных профессиях с низким статусом.

Скрывая смысл

Для понимания явления, о котором говорится выше, стоит привести несколько примеров ложного названия профессий. Например, уборщик в офисе представляется как сотрудник клинингового отдела или даже ответственный за экологическую безопасность компании. Рядовой секретарь может описываться как управляющий логистикой распределения напитков и т.д. И даже вполне уважаемые и понятные профессии наподобие маляра переименовываются в распределителей лакокрасочных покрытий. Для чего же выбираются столь вычурные и порой даже отпугивающие названия? Дело в том, что именно целевые группы людей, претендующих на подобные профессии, могут воспринимать их более лояльно как раз по причине благозвучия рабочего места. Если упрощенные названия уборщиков и вахтеров, к примеру, изначально отвращают некоторую часть соискателей вакансии, то красивое или даже пафосное название в сущности той же работы меняет ее психологическое восприятие.

Вопрос цены

Кроме привлечения дополнительного внимания к предлагаемой должности, работодатель за счет пафосного названия может манипулировать и цифрами в графе заработной платы. Как ни странно, более престижная должность в данном случае вовсе не означает более высокую оплату труда. Предполагается, что низкая зарплата будет компенсироваться высоким статусом работника. Ведь если размер выплат и без того высок, не возникнет и затруднений в поисках новых работников. А красивое название должности избавляет от необходимости повышения зарплаты ради привлечения целевых претендентов.

Стремление к длинным названиям

Интересно, что кроме манипуляций со смысловым содержанием названия вакансий работодатели стараются формулировать как можно пространнее. Так, рядовой сервировщик в школьной столовой может стать консультантом управляющего системой питания, а подсобный рабочий на стройке – контроллером логистических процессов снабжения стройматериалами. Цель словесного нагромождения в названиях та же – создать образ привлекательной должности, статус которой возрастал бы в глазах потенциального претендента и его окружения.

А как дела обстоят с резюме?

Не менее удивительные самопрезентации встречаются и в описаниях резюме. Как уже говорилось, сегодня никого не удивишь тем, что соискатели рабочих мест стараются себя представить в наиболее выгодном свете, но едва ли многие ожидали степень креативности и творческой фантазии, до которой могут дойти люди. Речь идет уже не только о приукрашивании своих профессиональных навыков. Появляются в принципе новые специальности, среди которых «адвокаты счастья», «суперменеджеры» и т.п. Стараясь быть в модном тренде, многие охотно используют названия известных персонажей из популярных произведений, стараясь также ярче выделить себя среди конкурентов.

Естественный процесс

Пафосные названия профессий, безусловно, несут в себе ряд опасностей. Хоть и не прямым образом, но они могут вводить людей в заблуждение путем психологической манипуляции. Но в этой тенденции есть и вполне закономерные предпосылки, которые дают о себе знать даже в компаниях, где нет проблем с привлечением сотрудников на непопулярные должности. Меняются не только названия профессий, но и сами профессии. Было бы лукавством говорить, что суть рабочих операций того же маляра или уборщика осталась прежней, как и 10, а то и 20 лет назад. Задачи те же, но технологический подход совершенно другой, более функциональный и «чистый». Те же уборщики сегодня могут вполне оправдано называться операторами клинингового оборудования, причем уже и автоматизированного. И в этом не будет никакого приукрашивания. Также в былые времена под распространителями печатной продукции подразумевались «газетные мальчики», но сегодня на их место фактически пришли менеджеры по распространению продукции, которых нельзя назвать иначе.

Заключение

Приукрашенные названия профессий – это далеко не новая тенденция. Сегодня, в век развитых коммуникаций, подобные переименования действительно вошли в особую фазу, что требует отдельного изучения, но в принципе такие хитрости использовались и раньше. Например, в 19 веке в Британии работников, обслуживающих выгребные ямы, называли инспекторами неприятностей. В России же нынешняя мода на переименование старых профессий весьма органично сплелась с общим вхождением в бизнес-сферу новых должностей. Вакансии мерчердайзеров, супервайзеров, менеджеров также могут восприниматься как попытка приукрашивания обычных должностей, но для корпоративной среды такой язык является более понятным и приемлемым без всяких скрытых акцентов. Что касается самих претендентов на новые должности, для которых и прилагаются усилия в создании пафосных должностей, то им можно дать простой совет. Чтобы не разочароваться в будущем после вступления в новую должность, изначально рекомендуется оценивать место работы строго по обязанностям и условиям рабочего процесса, не принимая решения только лишь под влиянием эмоций.