Перспективы нового бизнеса зависят от множества факторов, многие из которых сложно просчитывать на этапе создания предприятия. Грамотное планирование позволяет не только сделать наглядные расчеты по очевидным параметрам, но и минимизировать риски. От бизнес-плана зависит стабильность и гибкость запускаемого проекта. Это первый шаг к созданию нового бренда, который позволяет учесть все потенциальные проблемы и выгоды.
Составление бизнес-плана представляет собой кропотливый и трудоемкий процесс, но преодоление этих трудностей значительно облегчит дальнейший путь к процветанию конкурентного и жизнеспособного бизнеса. А правильно подойти к разработке данного плана поможет знание следующих вещей.
Зачем нужен бизнес-план
В широком смысле бизнес-план является образом будущей компании, без которого невозможно ее создать в том самом жизнеспособном виде. Чем детальнее и точнее этот образ будет представлен, тем больше шансов создать именно то, что нужно.
Документы бизнес-плана отражают ключевые принципы задуманного проекта, его стратегию существования, требуемые ресурсы и даже миссию.
Но этот документ нужен не только для собственного наглядного представления о бизнес-проекте. Он поможет найти инвесторов и партнеров, которые заинтересуются образом компании.
Ошибкой является отношение к бизнес-плану исключительно как к техническому описанию предприятия с точки зрения его деятельности, финансовой структуры, логистики и т.д. В нем должно быть отражено и общее понимание места бренда на рынке в конкретной конкурентной среде. Важной частью планирования будет анализ рынка, на основе которого будет разрабатываться и стратегия вхождения в свою нишу.
Отличие от бережливого стартапа
Подготовка идеи бизнеса к реализации может иметь разные формы. В данном случае речь идет о традиционном бизнес-плане, который является наиболее надежной устоявшейся стратегией подготовки проекта к реализации. Но сегодня популярна и облегченная форма запуска бизнеса, у которой есть принципиальные отличия. На этой разнице будут лучше понятны и преимущества традиционного подхода к планированию.
Так называемый бережливый стартап предполагает подготовку бизнес-модели в короткие сроки и с минимальными ресурсами без погружения в глубокую аналитику с исследованием рынка. У этого документа меньше возможностей для привлечения тех же инвесторов и кредиторов. Кроме того, традиционный бизнес-план рассчитан на полную эволюцию проекта с учетом всего спектра возможных препятствий, в то время как бережливый стартап менее надежен и предполагает более высокие риски гибели уже на первых этапах.
А теперь стоит перейти к непосредственному содержанию традиционного бизнес-плана.
Резюме
Это первый раздел документа, который можно сравнить с аннотацией плана. В резюме могут быть отражены ожидания от бизнеса, потенциальная выгода и общие прогнозы.
Именно по этой части в первую очередь будут судить инвесторы, поэтому часто резюме носит и рекламный характер. Однако не стоит буквально наделять эту часть маркетинговыми свойствами.
Желательно, чтобы резюме было кратким и содержательным. В паре предложений можно отразить, чем занимается компания и на кого ориентируется.
Описание компании
В этом разделе будет содержаться уже более подробная информация о бренде, его целях, аудитории и основных операциях. Тут же раскрывается общая миссия с точки зрения удовлетворения компанией общественных потребностей.
С описания бизнеса по сути начинается история бренда, его происхождения и становления. Это отправная точка, где будут заданы базовые принципы деятельности. Не исключено, что в будущем растущая компания будет меняться, расширяться и приобретать новые черты, но все это станет возможным только благодаря данному образу на начальном этапе.
Продукты и услуги
Особое внимание уделяется самому предложению бизнеса. Это описание продуктов и услуг, которыми занимается компания, получая свою выгоду. Вполне может быть, что этот условный продукт вовсе не эксклюзивен и не уникален. Но даже в таком случае желательно отметить особенности предложения, которые будут выделять его на рынке среди конкурентов.
Анализ рыночных условий
Исследование рынка на предмет целевой аудитории и конкурентной среды поможет найти подходящую стратегию для вхождения, адаптации и дальнейшего выживания бизнеса.
Понимание суровых условий, которые будут естественным образом работать на подавление и вытеснение, поможет сделать бренд устойчивым и стабильным.
Причем важно рассматривать взаимодействие с рынком не только с позиции предложения своего конкретного продукта в контексте продвижения. Рынок является ценным источником информации для изменений и улучшений. Аудитория потребителей подскажет, на какой продукт и с какими характеристиками в этой нише лучше ориентироваться. Чего ждет клиент, чего ему не хватает и за что он готов платить?
Мониторинг сигналов аудитории как скрытых течений и своевременная реакция на них станет лучшим инструментом конкурентной борьбы.
Разработка ключевых стратегий
Раздел, в котором отражается более детальный план реализации задуманного. Здесь могут быть сформулированы подходы к продажам, стратегии обслуживания клиентов, методы увеличения прибыли, модели ценообразования, технологическое обеспечение и т.д. Все это будет осуществлять конкретная команда специалистов, методам формирования которой тоже уделяется внимание в плане.
На этом же этапе важно продумать и потенциальные проблемы с рисками, которые естественным образом будут встречаться на всем пути формирования бизнеса и в дальнейшем. Понимание сильных и слабых сторон предприятия поможет выработать и страхующие инструменты на случай кризисного периода.
Финансовые прогнозы
Это заключительный раздел, в котором важно подробно описать финансовые прогнозы. Сколько компания сможет заработать в краткосрочной и среднесрочной перспективе? Можно затронуть и долгосрочный период, но с большей осторожностью ввиду появления все большего количества трудно прогнозируемых факторов. В целом чем более детальным и обоснованным будет представление о финансовых результатах, тем ценнее весь проект в глазах инвесторов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание