Рубрики

Рассчитываясь кредиткой, мы тратим намного больше: результаты исследований

Не всегда мы тратим больше только из-за импульсивных и спонтанных покупок. Оказывается, огромную роль играет способ оплаты: наличными или кредиткой. Ученые провели ряд исследований и выяснили, что негативное влияние на семейный бюджет оказывает использование банковских карт.

Билеты на баскетбол

Ученые из Массачусетского технологического института Дразен Прелек и Дункан Симестер провели эксперимент, который доказал, что люди, которые используют кредитные карты, не только охотнее тратят деньги, но и тратят больше, чем если бы расплачивались только наличными.

Группе испытуемых предложили приобрести билеты на баскетбольный матч. Когда вопрос зашел о цене, то выяснилось, что люди, у которых при себе были банковские карты, согласились на двойную стоимость. Испытуемые с наличными деньгами не были готовы к таким тратам и отказались покупать билеты. Их удовлетворила стоимость вдвое ниже изначально заявленной. То есть, пользуясь кредиткой, мы платим до ста процентов больше. Так показали результаты любопытного эксперимента.

Далее подобное исследование провели с другой группой студентов. Испытуемым было предложено приобрести предмет, в котором, по сути, они даже не нуждались. Почти все люди с кредитной картой купили его. Испытуемые с наличными от ненужной покупки воздержались.

"Сцепление"

"Сцепление" - это термин, придуманный Драженом Прелеком и экономистом Джорджем Левенштейном из Университета Меллона. Так ученые назвали психологическую связь между опытом потребления и оплатой. Каждая покупка отражается на нашей психике. Когда мы держим в руках наличные, то расставание с деньгами происходит более болезненно. А все потому, что мы физически ощущаем эти купюры и нам не хочется с ними расставаться.

То есть когда мы покупаем бутерброд и расплачиваемся наличными, то точно знаем, сколько он стоит, и задумываемся над тем, а стоит ли он в действительности этих денег. Мы стараемся понять, насколько объективна цена и готовы ли мы расстаться с энной суммой ради этого самого бутерброда.

Совсем иная ситуация происходит в том случае, когда мы расплачиваемся кредитной картой. Мы видим бутерброд - и все. Мы знаем, что его нужно купить, а сколько он стоит, нас особо не интересует. Просто нет связи между опытом потребления и оплатой. Мы не отдаем деньги в руки. Впоследствии мы видим исключительно другие цифры на банковском счету, но нас это не особо беспокоит. По крайней мере, не так, как если бы мы увидели пустой кошелек или осознавали, что отдаем все до копейки.

Дополнительный стимул тратить больше

Исследования по поводу влияния кредитных карт на человека проводились учеными еще в восьмидесятых годах прошлого века. Ричард Файнберг провел любопытный эксперимент, предложив испытуемым приобрести несколько предметов. Люди с наличными деньгами в кармане посчитали, что некоторые вещи им попросту не нужны. В то же время испытуемые с банковскими картами были готовы приобрести сразу все предметы. Таким образом, эксперимент доказал, что кредитка заставляет нас тратить больше и совершать импульсивные покупки.

Также ученый попытался найти взаимосвязь между логотипом кредиток и склонностью человека к спонтанной трате денег. Оказалось, что она существует. Логотипы банковских карт действительно оказывают психологическое воздействие на человека. Например, в благотворительных организациях, где принимают наличные, сумма пожертвований значительно меньше, нежели в тех, где принимают к оплате карты.

Работа над ошибками

Как же не погрязнуть в долгах и научиться разумно распоряжаться финансами? Самый очевидный вывод, который напрашивается, исходя из результатов исследования, - это просто перестать пользоваться банковской картой. Если вы собираетесь в ближайший супермаркет, то оставьте кредитку дома и возьмите наличные деньги. Таким образом вы избежите импульсивных трат. Старайтесь брать ровно столько денег, сколько вам хватит на запланированные покупки.

Если вы оформляете заказ в интернет-магазинах, не сохраняйте данные вашей банковской карты. Покупка в один клик - это именно то, чего и добиваются торговые интернет-площадки, заставляя вас тратить все больше и больше. Если вам каждый раз придется вручную вводить данные, то вполне вероятно, что в процессе оформление вы поймете, что эта вещь вам вовсе не нужна.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание