Ключом к хорошим отношениям заказчиков и фрилансеров является эффективное управление ожиданиями. Для обеих сторон важно убедиться, что они правильно друг друга понимают. Качество работы должно соответствовать ожиданиям заказчика.
Как управлять ожиданиями

Договоренность между сторонами требует заключения контрактов. Соглашение необязательно должно быть оформлено по всем правилам, но должно вносить ясность и включать определенную информацию. Эта страница предназначена для того, чтобы помочь вам установить хорошие отношения с заказчиками с самого начала.
Настройка контракта с новым клиентом
Контракт между вами и вашим клиентом определяет, как вы будете работать вместе. Он может быть неофициальным: неважно, была ли это договоренность по телефону, электронной почте или другая. Контракт определяет, как вы будете работать, и, следовательно, устанавливает ожидания по проекту для вас обоих.
Когда вы впервые вступаете в контакт с клиентом или он связывается с вами, вам необходимо указать, как вы будете работать.
Что вы ожидаете предоставить и когда

Проясните досконально, как вы будете работать, что получит клиент, как вы собираетесь общаться и что он ожидает от вас.
Включите время для редактирования работы и ваше обычное время для выполнения такого объема.
Ваше рабочее время и дни

Вы должны дать заказчику четкую информацию, когда вы доступны для общения с ним, как быстро вы планируете отвечать на электронные письма, отправленные в рабочее время.
Как с вами можно связаться
Можно полагаться на электронную почту, и вам необязательно указывать свой номер телефона или соглашаться на Skype, если вы этого не хотите. С другой стороны, легче установить отношения с помощью телефонных звонков, чем через почту.
Как договориться о цене
Стоимость работы нужно обсуждать с заказчиком спокойно, но твердо.
Если вы взимаете плату за час или за объем, за сложность, объясните это. Если вы можете, дайте разумное объяснение тому, сколько времени займет работа и сколько это будет стоить.
Всегда можно назвать цену несколько больше, потому что заказчик имеет свои планы на оплату, возможно, он согласится или предложит свои расценки. Вы хотите получить больше, а он хочет меньше потратить.
Вам понадобится время, чтобы понять, насколько быстро вы можете работать.
Берите аванс
Вы должны обсудить с заказчиком, куда он будет перечислять деньги и когда вы выставите ему счет. Если вы сами нашли заказчика в интернете, то вы ничего не можете знать о его порядочности. Опытные фрилансеры настоятельно рекомендуют брать аванс, отчитываться за оплаченную часть работы и ждать следующей части предоплаты.
Если заказ очень большой, вы можете договориться о получении ежемесячной оплаты или чаще, когда суммы большие.
Существует много способов переводить деньги на счет, в этом вопросе нужно постараться пойти навстречу заказчику.
Если получаемые вами заказы относительно невелики, вы, вероятно, можете сохранить свой контракт неформальным. Для больших или более дорогих работ вы можете создать официальный контракт или отчет об услугах.

Всегда заставляйте своего клиента в письменной форме (даже если договор будет отправлен по электронной почте) подтвердить, что он согласен с вашими условиями, сроками и ценами, прежде чем приступить к работе.
Помните, что есть заказчики, которые заранее не намерены оплачивать работу и ищут доверчивых новичков, готовых работать, поверив обещаниям. Верьте предоплате!
Сроки нужно обсуждать с клиентом
Ваш клиент имеет представление о том, когда он хотел бы получить работу, вы должны реально оценить свои силы и сказать, сколько вам нужно времени.
Если вы действительно не можете выполнить работу в срок, установленный клиентом, лучше сказать об этом и отказаться от работы.
Качество вашей работы пострадает, если вы попытаетесь сделать ее слишком быстро. Необходимо придерживаться стандарта качества, которого вы хотите достичь, и время от времени отказываться от работы, чем заработать себе дурную славу.
Помните, что заказчики необязательно понимают, сколько времени нужно вам: они знают только, насколько быстро им нужен готовый продукт. Последнее слово за вами: вы берете заказ или отказываетесь, но срывать сроки нельзя.
Оценка потенциальных клиентов, или Не бойтесь отказаться от работы
Умение оценивать заказчиков и работу и решать, какие из них для вас, является важным навыком для фрилансеров.
По сути, вы хотите работать:
- Для организаций или частных лиц, которые разделяют ваши ценности и будут относиться к вам хорошо.
- По цене, которая позволяет вам жить на то, что вы зарабатываете.
Когда вы только начинаете работать, вам, возможно, придется взять несколько заказов, которые неидеальны. Хотя у вас недостаточно работы, чтобы заполнить свое время, это нормально, потому что любой доход лучше, чем никакой. Однако, если у вас есть постоянный поток работы, вы можете позволить себе стать более избирательным.
В идеале вы должны быть в состоянии достичь обеих целей как фрилансер. Если вы вообще обеспокоены тем, что клиент не отвечает всем требованиям, вам следует подумать об отказе от работы.
Не делайте тестовые задания бесплатно
Например, вы можете найти потенциального клиента, который требует пробную работу бесплатно, а также ожидает, что вы будете работать по выходным. Совершенно разумно не предоставлять что-либо бесплатно. Также вполне разумно установить свои рабочие часы и придерживаться их. Если вы вежливо изложите свои причины, а от вас все еще требуют приступить к работе, то, возможно, пришло время уйти.
Конечно, всегда будьте вежливы, но помните, что вам не нужно говорить правду. Отказу нужно придать вежливую форму, возможно, этот человек вам еще предложит хороший заказ в будущем или порекомендует вас кому-то.
Например, вы можете сказать, что сожалеете, но у вас слишком много работы в настоящее время, поэтому вам придется отказаться от этой возможности.
Построение отношений требует времени, но у вас мало времени, когда вы впервые заключаете контракт на работу с кем-то в качестве фрилансера.Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание