Привлечь частные инвестиции в свой бизнес или получить государственную поддержку – обе эти цели станут достижимыми, если вы будете упорными и целеустремленными, и… составите понятный и структурированный бизнес-план. Основные аспекты успешного бизнес-планирования рассмотрены в статье.
Пишите кратко и по существу
Чем более сжато представлена информация в бизнес-плане, тем легче прочесть этот документ. Перед тем как садиться за написание бизнес-плана, эксперты рекомендуют выписать на листок около 10 тезисов, которые характеризуют рассматриваемый вид деятельности. Вокруг этих тезисов и должен строиться основной документ – такой взвешенный подход позволит потенциальным инвесторам понять, нужно ли финансировать этот бизнес-проект.
Пишите для целевой аудитории
Это правило означает, во-первых, что инвесторы должны быть так или иначе заинтересованы во вложении своих средств в проект. Выбирая речевые обороты и пояснения, следует исходить из того, что может показаться интересным тем, кто будет принимать решение о выделении денег для развития бизнеса.
Нередко бывает так, что умный и компетентный в своей сфере человек совершенно не может изъясняться простыми терминами. Это приводит к тому, что текст бизнес-плана перегружен терминологией, а следовательно, прочесть его от начала и до конца вряд ли кому-то удается.
Чтобы этого избежать, важно уметь облечь сложную, специфическую терминологию, в простые слова. Лучше всего проконсультироваться с теми, кто далек от рассматриваемой темы – эти люди смогут подсказать, легко ли им воспринимать подготовленный текст.
Больше решимости!
От написания бизнес-плана и последующего продвижения своей бизнес-идеи многих останавливает обычная застенчивость. Сложно представить, что большому количеству людей будет интересно читать о проекте. Кажется, что написанное будет подвергнуто критике, не воспринято всерьез или осмеяно. В данной ситуации лучше заранее выработать правильный настрой: понять, что критика – это неизбежно. Если проект подвергся сомнениям со стороны потенциальных инвесторов, важно определиться – действительно ли замечания относятся к делу, сделает ли их устранение проект более привлекательным?
Если ответ утвердительный, то к критике лучше прислушаться. Если же рационального в высказываемых сомнениях мало, то вносить коррективы в проект не следует. Самое важное – научиться не принимать ничего на свой счет, ведь каждый имеет право на собственное мнение.
6 элементов бизнес-плана
Рассмотрим, какие элементы должны включаться в бизнес-план:
- Вступление – эта часть представляет краткую характеристику содержания документа. Размер введения – одна-две страницы текста.
- Описание специфики бизнеса – в этом разделе раскрывается идея возникновения проекта. Если бизнес уже существует, нужно кратко рассказать историю его создания и основные этапы развития.
- Плюсы проекта – краткое описание того, почему предлагаемая продукция будет востребована на рынке. Эксперты рекомендуют раскрыть в этой части бизнес-плана проблему, которую решит появление на рынке предлагаемого товара или услуги. При составлении описания важно быть объективным и оперировать конкретными, понятными терминами.
- Характеристика целевой аудитории – в этой части должно быть представлено описание того сегмента рынка, которому потенциально может быть интересна продукция.
- Стратегия и план продаж – это один из самых важных разделов бизнес-плана. Здесь дается представление о сроках и способах наиболее быстрого достижения показателей окупаемости проекта.
- Финансовый прогноз – как правило, в данный раздел включается презентация того, какие показатели будут достигнуты при различных вариантах развития бизнеса. Обязательно следует подумать о том, с помощью чего бизнес-проект будет оставаться на плаву, если желаемая окупаемость не будет достигнута в прогнозный период. Прогноз будет более наглядным, если включить в проект диаграммы, показывающие критерии и сроки окупаемости бизнеса.
- Приложения к проекту – это могут быть графики и схемы, проекты вывесок и рекламных буклетов, иными словами – все то, что поможет сделать проект еще более запоминающимся и понятным для инвесторов.
Выявление сильных сторон проекта
До момента официальной презентации бизнес-плана важно тщательно продумать, какие сильные стороны есть у проекта. Это может быть уникальность оказываемых услуг, быстрая окупаемость или широкая целевая аудитория. Необходимо помнить о двойственности любого качества – плюсы проекта легко могут превратиться с минусы, и наоборот. Например, быстрота изготовления продукта неизбежно негативно скажется на его качестве, а уникальность поставляемого товара не гарантирует того, что именно эта продукция будет востребована.
Важно акцентировать внимание на сильных сторонах проекта и заранее проработать стратегию работы с возражениями.
Уверенность в своем бизнесе
Инвесторы обращают внимание не только на грамотность изложения текста бизнес-плана, но и на уверенность докладчика. Если претендент на инвестирование прописал и предусмотрел в проекте все затраты – постоянные и переменные, если он осознает реальное состояние рынка и разумно подходит к потенциальным трудностям, то его проект стоит того, чтобы вложить в него деньги.
Анализ рисков
Выгодно выделяется среди прочих бизнес-план, в котором просчитаны возможные риски от реализации проекта и прописаны варианты решения возможных проблем. Минимизировать потери от возникающих коммерческих и финансовых рисков поможет страхование – этот пункт должен быть учтен при расчете финансовых показателей.
Разработать проекты учредительных документов
Об этом пункте не следует забывать – проекты Устава и Учредительного договора необходимо взять с собой на презентацию бизнес-плана. Такая предусмотрительность продемонстрирует инвесторам, что составитель проекта готов к возможным трудностям и умеет просчитывать свой следующий шаг.
Не лишним будет продумать возможность залогового обеспечения своих обязательств.
Успех любого бизнес-проекта зависит от степени подготовки изыскателя, от его осведомленности о нюансах реализации проекта и его уверенности в себе.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание