Рубрики
...

Проблемы с успехом? Разбор ошибок в бизнесе на примере компании "Джонсон и Джонсон"

Компания «Джонсон и Джонсон» сегодня переживает тяжелые времена. Ее популярность постоянно росла c середины ХХ века и достигла пика к концу тысячелетия, но теперь она изо всех сил пытается оставаться актуальной на изменившемся рынке, который предпочитает онлайн-магазины и продукты с натуральными ингредиентами – вещи, отсутствовавшие в стратегии и в продукции J&J.

Компания не склонна к риску и избегает изменений, не используя возможности, которые они могли бы предоставить, поэтому изо всех сил пытается адаптироваться. И это происходит не из-за отсутствия предусмотрительности, а по причине прошлого успеха «Джонсон и Джонсон».

Успешность порождает ошибки

«Такая схема работала раньше, поэтому она должна работать и впредь» или «Мы всегда делали это так и были успешными, так зачем что-то менять?» – типичный ход мысли руководителей, которые либо не знают ничего лучшего (во что трудно поверить), либо боятся подвергать сомнению статус-кво из страха перед тем, как это будет воспринято, или грандиозности предстоящих изменений (что почти эквивалентно боязни успеха). Как сказал генерал Эрик Шинсеки, если вам не нравятся перемены, ваша ненужность не понравится вам еще больше.

Если вызов, стоящий перед «Джонсон и Джонсон», действительно относится к корпоративной культуре, то следующие характеристики компании, согласно результатам исследования Д. Денисона и А. Мишры «К теории организационной культуры и эффективности», предопределяют ее эффективность.

Участие

Чем больше сотрудники и руководство вовлечены в компанию, тем больше они принимают участие в ее работе и, следовательно, у них больше реальная заинтересованность и чувство ответственности.

Если бизнес принадлежит вам, вы привержены его успеху. Чтобы добиться этого, нужно определять цели, а не давать указания. В первом случае вы определяете, как выглядит успех, не говоря о том, как его достичь, – способы его достижения сотрудники определяют самостоятельно, в процессе создавая коллективный потенциал.

Давая слишком много указаний, вы рискуете скатиться до микроуправления. И единственное, к чему придут сотрудники, работающие под управлением микроменеджера, – это к мысли о том, насколько им не нравится работать на него.

Согласованность

Есть хорошие и плохие новости, касающиеся этой характеристики корпоративной культуры. Согласованные ценности, убеждения и практики интегрируются во все субкультуры организации, что упрощает координацию функций. Это хорошие новости. Плохая новость заключается в том, что культуры с высокой слаженностью также более устойчивы к изменениям, потому что сотрудники ожидают, что они будут действовать однообразно.

Эта проблема не ставит под сомнение успешность. Согласованность становится ожидаемой, а не исследуемой (т. е. уникальной для каждого набора проблем), укореняя привычки и допущения, а не проверяя их действенность.

Адаптивность

Способность приспосабливаться является конкурентным преимуществом любой компании. Неспособные быстро адаптироваться организации быстро устаревают. Без гибкости нет обучения, и без обучения нет изменений.

Организационная адаптивность – это внутренняя способность компании к изменениям, обусловленным внешними условиями. Однако иногда за способность приспосабливаться принимают нерешительность. Лидер, который колеблется, не обязательно адаптируется к ситуации, а просто не решается сделать выбор.

Миссия

Вышеупомянутое исследование также выявило возникновение критических, кризисных ситуаций в случаях, когда миссия организации подвергается сомнению или изменению. В конце концов, четкая формулировка основных направлений деятельности творит чудеса интеграции и эффективности, так как люди знают, где «верх» (то есть им известно, как выглядит «выигрыш»).

Кредо компании «Джонсон и Джонсон» – «первоочередное удовлетворение потребностей и обеспечение благополучия людей, которых она обслуживает». Однако демография потребителей, для которых она работает, со времен ее расцвета в ХХ в. изменилась, поскольку рожденные в новом тысячелетии не так знакомы с J&J, как предыдущие поколения, и по этой причине возникает недостаток доверия.

Адаптивность является конкурентным преимуществом, поскольку она уходит корнями в корпоративную культуру. Посмотрим, как адаптируется «Джонсон и Джонсон».