Рубрики

Психологи рассказали о том, почему кажущаяся бессмысленной работа приносит пользу

Есть две основные причины, почему люди уходят с работы. Первая – это, конечно, маленькая зарплата. А вот вторая – это отсутствия смысла. Не глобального, ибо философы и психологи до сих пор бьются над вопросом: а если он, смысл жизни? Ответ пока неясен.

Когда речь идет о работе, то, слава богу, все конкретнее и, как говорили совсем недавно, прозрачнее. Есть работы осмысленные, а есть те, где человек выступает в роли винта, и от такой жизни зубцы быстро стираются, а изношенный трудом сотрудник ищет счастья в другом месте. Но чем же так уж хорош монотонный и субъективно бессмысленный труд? Читайте ниже.

Занимательная статистика

Сначала нужно заметить, что в тех странах, которые могут себе позволить развиваться, на передний план выходит не вопрос зарплаты, престижа или социального статуса, а вопрос смысла.

В Америке, например, провели исследование, в результате которого выяснилось, что 9 из 10 опрошенных были бы не против пойти на урезание зарплаты, если бы только им дали немного смысла и добавили понимания, зачем они вообще ходят на работу. В исследовании принимало участие 3 000 человек. Тем временем население США почти 326 миллионов, поэтому выборка так себе по части репрезентативности, но все же есть над чем подумать.

Выводы исследования

И специалисты, которые проводили опрос, заключили, что смысл важнее денег, более того, от его наличия или отсутствия зависит производительность компании. Тот работодатель, который сможет снабдить максимальное количество звеньев фирмы смыслом, то есть сделать так, чтобы труд перестал быть бездумным и отчужденным для большинства служащих, и выиграет борьбу за кадры.

А пока нам остается утешаться, что, оказывается, механический рутинный труд – это не так и плохо. По крайней мере, так считает Стивен Хейс. Он пытается обосновать, что отсутствие смысла – это плацдарм для развития.

Что утверждает Стивен Хейс?

Известный психолог парадоксально заявляет: нас тиранит бессмысленность существования на работе, потому что вы бежим от мысли об отсутствии ценности труда. Стивен Хейс предлагает применить иную стратегию – признать бессмысленность как константу жизни и принять ее. А потом чудесным образом честность с самим собой откроет человеку понимание, что он, собственно, может наполнить смыслом работу самостоятельно. Все равно, что говорят в обществе, все равно, что говорят на работе и даже все равно, что говорят все начальники вместе взятые. Человек, настаивает специалист, может использовать ту пустоту и лакуну, которая у него образовалась внутри души, и заполнить ее по своему выбору.

Другими словами, если вы не видите глобального смысла в труде на компанию, то сконцентрируйтесь на чем-то меньшем, что все-таки дарит вам радость и приносит пользу. Даже если духоподъемные события связаны с работой только опосредованно, то можно и их зачислить в плюсы занятости. Ну, довольно искусственная позиция, конечно.

Виктор Франкл и его отношение к проблеме рутинной работы

У основателя логотерапии – вида психотерапии, в центре которой как раз и находится вопрос о смысле жизни, – Виктора Франкла был иной подход к похожей проблеме. Согласно концепции В. Франкла, человек на работе чувствует биение смысла настолько, насколько может выразить себя. Причем речь не идет исключительно о творческих профессиях, естественно. «Выражение себя» – это действия сверх инструкций. Например, в работе врача такой подход реализует себя тогда, когда доктор помимо назначения лекарств и выписывания рецептов еще и разговаривает с пациентом о нем, интересуется внутренним миром человека, его здоровьем, состоянием, личностью, наконец.

У австрийского психолога была пациентка, страдающая из-за монотонности и бессмысленности труда. При этом Виктор Франкл понял, что в ее работе самовыражению не место. Он не стал обманывать женщину и сказал, что она вполне может реализовать себя в отношениях с мужем и сыном, для которых мать и жена совершенно незаменима, уникальна и неповторима.

Если отвлечься и забыть о бессмысленности работы и направить внимание на что-то положительное, то отчужденность труда уже не так волнует человека. Это не фокус – так работает сознание. Наверное, в этом пункте и классик, и современный психолог сходятся: человек должен сосредоточиться на том хорошем, что есть в его жизни, тогда плохое само собой растворится в потоке.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание