Рубрики

Как отвечать на вопрос "расскажите о себе" на собеседовании: советы специалистов

Вопрос "расскажите немного о себе" может показаться самым простым на собеседовании. Многие люди начинают свой рассказ с самого начала жизни, воспринимая его буквально. Но именно открытый характер этого вопроса ставит соискателей в тупик. Действительно ли интервьюер хочет знать всю историю вашей карьеры и личную жизнь?

Простор для творчества

На самом деле этот популярный вопрос является основным тестом коммуникативных навыков кандидата при приеме на работу, поэтому все хотят ответить на него максимально развернуто и правильно. Хорошая новость заключается в том, что, если вы сможете представить историю своей карьеры, это может помочь подготовить вас к любому последующему вопросу. "Это основа всего собеседования", - говорит Джудит Хафри, основатель канадской коммуникационной фирмы The Humphrey Group.

Сабина Наваз, корпоративный коуч, отработавшая в Microsoft более 14 лет, сказала, что это первый вопрос, к которому она готовит людей, когда они приходят к ней за помощью. "Это возможность для кандидата взять под контроль повествование и рассказать свою историю таким образом, который действительно имеет значение", - считает Наваз.

Хороший ответ на этот вопрос требует напряженной работы и обширной подготовки, но универсальный рецепт все-таки есть.

Не попадите в ловушку

Когда вы идете на собеседование, ваш интервьюер в большинстве случаев уже изучил ваше резюме, поэтому не повторяйте информацию. Другими словами, не говорите что-то вроде "у меня есть опыт работы с этим", или "я получил свое образование в том месте", или "у меня есть эта степень", или "я сделал такой специальный проект", советует Джош Дуди, тренер по переговорам о зарплате и бывший менеджер по найму. Именно так поступит большинство людей. Это банально. Это уже есть в вашем резюме.

Цитируя все то, что и так уже есть в вашем резюме, вы упускаете возможность предоставить менеджеру по персоналу полную картину о себе и своих возможностях. Ведь все ваши навыки невозможно уместить на бумаге, да и никто не станет читать ваши мемуары...

Предоставьте четкий ответ

Хамфри предлагает сформировать ответ в виде четкого сообщения о себе и включить набор из трех пунктов, чтобы доказать эти слова. Если ваш основной посыл заключается в том, что вы предприниматель, ваши аргументы могут быть примерно такими: "Я считаю, что у меня есть качества хорошего предпринимателя. У меня есть некоторый опыт в этой области. И я с нетерпением жду этой следующей должности, которая даст мне возможность отточить свои навыки".

Чтобы выделить себя из группы кандидатов, вам нужно рассказать историю о том, почему команде, в которую вы собираетесь влиться, будет лучше, если вас возьмут на работу. Это означает проведение предварительного исследования их целей, чтобы история, которую вы рассказываете, была той, которую они хотят услышать.

Простой пример

Представьте, что вы подаете заявку на вступление в маркетинговую команду, которая пытается больше использовать социальные медиа. Вы можете сказать: "Я действительно увлечен социальными сетями; я использую социальные сети в течение 10 лет, лично и профессионально. Одна из моих главных задач - найти новые возможности для охвата новых аудиторий с помощью новых платформ. И я знаю, что ваша команда в настоящее время разветвляется и использует Instagram в качестве рекламной платформы. В этом я и могу вам помочь".

Таким образом, вы и много расскажете о себе, и предоставите информацию, почему именно с вами компания будет развиваться.

В продолжение своей истории завлеките внимание интервьюера своими плюсами: "Есть три вещи, которые я неоднократно использовал на протяжении своей карьеры, которые особенно актуальны для этой работы". Затем вы говорите о том, как вы применили эти три сильные стороны, например: "В 2017 году мы столкнулись с кризисом. Это был настоящий кризис. Вот в чем была проблема. Вот как я использовал свои методы для решения кризиса. Так что, как вы можете видеть, это действительно сильные стороны, на которые я полагаюсь".

Ваша история - ваша домашняя работа

Вы не просто рассказываете кому-то факты о себе. Вы рассказываете историю, а для создания историй нужна работа. Придумывание хорошей истории означает размышление о том, что сделало ваши карьерные достижения тем, чем вы гордитесь, и какие сильные стороны эти достижения подчеркивают. Кандидаты должны спросить себя: "Какие из этих прошлых сильных сторон вам еще потребуются?"

Не бросайтесь общими фразами. Почти все говорят: "Я умный, я много работаю и все делаю". И лишь некоторые выбирают те, которые действительно выделят вас и ответят на вопрос, почему. Почему это имеет значение именно для этой работы?

Чтобы придумать несколько карьерных достижений или примеров для различных вопросов интервью, Наваз предлагает поговорить с другими людьми. Партнеры, друзья, коллеги, могут вспомнить самые разные истории, которые вы, возможно, забыли.

Другая часть этого исследования означает понимание того, чего хочет компания от должности, на которую вы претендуете. Прося рассказать немного о себе, представитель компании говорит вам: "Скажите, почему именно вы сможете помочь нам?" Если вы собираетесь стать кандидатом, ваша домашняя работа - выяснить все эти вещи.

Готовясь к собеседованию, прочитайте описание работы, изучите компанию, а также прочитайте сообщения в блогах и вырезках новостей из команды, к которой вы присоединяетесь.

Важно понимать, что собеседование - это не импровизация. Конечно, творческий подход приветствуется, но большая часть ваша ответа должна содержать заранее заготовленные фразы и факты. Для них не хватило места в вашем резюме - пришло время для расширенно версии.

Сколько времени должен занимать ваш ответ?

Не стоит затягивать и "лить воду". Минута на ответ - это максимум. Меньше минуты - ваш ответ будет казаться поспешным, больше - ваши слова будут скорее монологом, чем ответом на вопрос.

Это не означает, что длина вашего ответа является константой. Нужно чувствовать, когда интервьюер с интересом вас слушает, а когда засыпает от скуки и монотонности. Одному человеку достаточно одного предложения, чтобы выразить свою мысль. Другой же может болтать часами. Вы же не хотите, чтобы менеджер по найму задавался вопросом, есть ли смысл в том, что вы говорите...

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание