Рубрики

Решили продать бизнес? 5 причин передать компанию своим сотрудникам плюс один большой фактор риска

Решение о продаже бизнеса вполне ожидаемо может подкрепляться многочасовыми обсуждениями и переговорами с ближайшим окружением. Иногда к этому шагу приходят с легкостью, а иногда с грузом на душе. Но в любом случае как предпринимателю, владельцу бизнеса хочется не прогадать в сделке. И, как ни странно, высокий ценник – не самый главный показатель успешности продажи.

То самое окружение, состоящее в том числе из собственного персонала, может рассматриваться в качестве преемника. Почему эта идея не так часто возникает в принципе? Многое зависит от сферы и величины бизнеса. В передовых и быстрорастущих отраслях даже на малые предприятия могут претендовать по несколько сторонних покупателей с очень солидными предложениями. К тому же есть опытные инвесторы, которые буквально охотятся на рынке за перспективными компаниями, даже если они на данный момент убыточны.

Так или иначе, владелец бизнеса вполне оправданно может продать его своей управленческой команде. Данная операция называется выкупом менеджмента, но лишь в условном значении. Почему же этот ход заслуживает внимания? Ответом станут 5 причин.

1. Обоюдная информированность

Для обеих сторон нет никаких секретов. Во всяком случае, команда хорошо знает все о бизнесе со своих позиций и при необходимости может обсудить тонкости и детали широким кругом коллег и партнеров, также связанных с деятельностью компании. И владелец может быть уверен, что не получит от сделки неприятных сюрпризов. Во всяком случае он тоже знает, с кем имеет дело.

2. Быстрый процесс продажи

Отпадает множество юридических процедур и технических действий, которые имели бы место в случае проведения операции со сторонним покупателем. Масса вопросов может быть решена сама собой еще до сделки. Более того, тесные и давно сформированные связи с сотрудниками помогают оставить множество конфиденциальных деталей между собой без разглашения, что тоже является плюсом.

Поэтому, если сделку нужно провести быстро и бесшумно, то покупатель в лице собственной команды управленцев будет оптимальным вариантом.

3. Преемственность

Важный фактор для всех, кто так или иначе заинтересован в минимальном ущербе от сделки для самого бизнеса. Трансформации и преобразования могут пойти на пользу, но могут и разрушить предприятие. В данном же случае все имеющие отношение к компании лица практически ничем не рискуют. Персонал, партнеры, поставщики и клиенты получают ту же команду управленцев, которая вряд ли заметно изменит корпоративные принципы и ценности компании.

4. Сильная позиция на переговорах

Действительно, во многих случаях персонал не может предложить столь же привлекательную цену, как сторонние инвесторы, конкуренты и просто заинтересованные игроки рынка. Поэтому, идя навстречу своему менеджменту, владелец бизнеса может ожидать чего-то взамен. Возможно, это будут некоторые привилегии или права как знак благодарности.

5. Поэтапный уход из компании

Владелец может не покидать свой бизнес в один момент. Зачастую это поэтапный и растянутый на годы процесс. Он дает возможность не терять полностью свою долю и влияние на компанию, получая соответствующие дивиденды.

Риск передачи бизнеса персоналу

Но есть и отрицательная сторона у такой сделки, связанная с возможностью провала сделки. Вновь все упирается в слабость позиции покупателя. Дело даже не в том, что у него может быть недостаточно ресурсов для покупки и даже последующего ведения дел. Риск заключается и в неоднородности этой стороны сделки. Ведь речь идет о группе с несколькими участниками, разногласия внутри которой в самый ответственный момент могут и вовсе подорвать всю сделку. А это чревато репутационными издержками как для бизнеса, так и для его продавца с командой менеджмента.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание