Рубрики

В ресторанном бизнесе РФ жесточайший дефицит кадров: почему не идут работать

Сегмент HoReCa (гостиницы, рестораны и кафе) столкнулся с первым вызовом после пандемии, в 2021 году. Тогда наблюдался катастрофический дефицит кадров. Востребованность персонала выросла на рекордные 55%, в интернете было опубликовано свыше 8000 вакансий.

И хотя кризисные пандемийные времена вроде остались позади, сфера HoReCa столкнулась с аналогичной проблемой дефицита кадров. Разбираемся, что происходит сейчас с гостинично-ресторанным бизнесом.

Геополитическая ситуация

Тогда, в 2021 году основной причиной нехватки персонала стал мигранты. Точнее, их отсутствие. Когда на улице бушевала пандемия, многие приезжие вернулись в родные края. И тут-то выяснилось, что все «гастарбайтеры» составляли основную рабочую силу. В Москве доходило до того, что некому было даже дороги от снега расчищать: не говоря уже о персонале из сферы HoReCa.

Что касается текущего кризиса в рассматриваемом сегменте, то его спровоцировала геополитическая ситуация. Из-за мобилизации некоторые толковые специалисты (в частности из сферы общепита: шеф-повара, управляющие и т.д.) поспешили уехать из страны, некоторые отправились в зону СВО.

Нельзя не отметить, что в HoReCa всегда наблюдалась нестабильная ситуация с персоналом. Хороших специалистов было мало, поскольку работали в основном студенты. Они впоследствии быстро уходили, так и не дождавшись карьерных высот. Собственно, подрабатывать официантом или барменом в студенческие времена — классика жанра. А тех, кто оставался в сфере общепита, и так были единицы. То же самое наблюдалось и в гостиничном бизнесе. В основном администраторами, рецепционистами тоже были студенты или молодежь. Чаще всего юные девушки, которые потом выходили замуж и увольнялись.

Нежелание совершать «резкие движения»

После волны мобилизации, безусловно, остались те люди, жизнь которых особо не изменилась. По-прежнему они живут в там, где жили и ходят на прежние работы. Вот только у них присутствует страх потерять стабильность, поэтому редко кто решается на увольнение. Это значительно усложняет задачу решить проблему дефицита кадров в сфере HoReCa. Переманивать людей с «насиженных мест» уже не так просто, как раньше.

Уход с рынка зарубежных управляющих компаний

Еще одна проблема, с которой столкнулся сегмент HoReCa, касается ухода крупных зарубежных корпораций, которые развивали бизнес в сфере общепита. Речь идет в первую очередь о сетях ресторанов быстрого питания, которые работали по франшизе. Эти «крупные игроки» уходя, забрали с собой технологии, стандарты и бизнес-процессы.

Теперь отечественным предпринимателям, которые ранее делали все по указке иностранных партнеров, предстоит разрабатывать свои стандарты по набору и адаптации сотрудников «с нуля», придумывать концепцию корпоративной культуры и выстраивать «вертикаль» персонала от низших звеньев до топ-менеджеров.

Пока еще непонятно, как все будет функционировать. Рекрутеры не знают, где искать сотрудников, поскольку ранее поиск осуществлялся преимущественно через соцсети, которые сегодня заблокированы на территории нашей страны.

Изменение требований к специалистам

Поскольку время не стоит на месте и перемены происходят быстрее, чем можно было предположить, меняются требования к специалистам. Теперь среди ключевых навыков, предъявляемых к соискателям — адаптивность, умение работать в команде, гибкость, стремление к конкуренции. Возникают определенные сложности, чтобы отыскать персонал, соответствующий необходимым критериям.

Зато намечается новый тренд. Если раньше на позициях шеф-поваров и топ-менеджеров (управляющих) встречались преимущественно мужчины, то в будущем данные должности с большой долей вероятности будут заниматься женщины. Уже сейчас специалисты HoReCa отмечают, что нашу страну в 2023 году ждет «женская эпоха». Есть все предпосылки к формированию и развитию данной концепции.

Это обнадеживает, поскольку представительницы прекрасного пола нередко сталкивались с карьерными трудностями, желая реализовать свои таланты и потенциал в сегменте HoReCa.

Формирование личного бренда

Гостинично-ресторанный бизнес является очень подвижной отраслью. В зависимости от изменений меняются и инструменты и инструменты работы. Чтобы решить проблему дефицита кадров, рекрутерам предстоит поработать над формированием личного бренда своего бизнеса (предприятия). Ведь имидж не будет ориентирован на внешнюю аудиторию до тех пор, пока он не развит для внутренней. А это означает, что задачей рекрутеров состоит в том, чтобы создать комфортную рабочую среду для своих сотрудников, разработать такую корпоративную культуру, которая привлечет соискателей.

В качестве эффективных способов решения проблемы и инструментов будет использоваться нематериальная мотивация. Дело в том, что высокая зарплата может привлечь кандидата, но удержать его надолго не сможет, если он столкнется с токсичной средой. Соответственно, эффективными инструментами, препятствующими утечке кадров, станут тимбилдинги, командные встречи, развитие команды (обучающие программы, новые задачи).

На самом деле, несмотря на текущий кризис в сфере HoReCa, прогнозы весьма оптимистичные. За долгие годы бездействия рестораторы и отельеры, наконец, смогут придумать что-то свое, новое и уникальное.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание