Сегодня слово «Долби» чаще всего ассоциируется с понятием Surround, означающим потрясающий акустический эффект присутствия. Окружающее зрителя звучание в кинотеатрах достигается многоканальной трансляцией из расположенных в нескольких местах мощных динамиков. Теперь многие забыли, с чего именно начиналась славная история лаборатории Dolby. Этот проект может служить примером удачнейшего применения технических знаний в бизнесе. Одновременно жизнь Рэя Милтона Долби демонстрирует успех, достигаемый искренне увлеченным человеком.
Кем был мистер Долби?
Будущий создатель самой известной системы шумоподавления и владелец растиражированного на миллиардах кассет бренда был богатым с детства. Рэй Милтон родился в Портленде (штат Орегон) в 1933 году. Увлечение музыкой было ранним – парень играл на нескольких инструментах и слухом явно не был обделен. Получив в подарок от родителей кинокамеру, юный Долби заинтересовался и прочей техникой, в частности звукозаписывающей. В 1948 году произошло его судьбоносное знакомство с Александром Матвеевичем Понятовым, эмигрантом из России, владельцем компании Ampex. Учиться, кстати, Рэй тогда не очень любил, по крайней мере в школе. А вот самообразованием он занимался, проявляя избирательный интерес ко всему связанному с электроникой. В фирме у Александра Матвеевича дарование заметили. В 16 лет Долби уже командовал группой инженеров-электронщиков, создававшей первый в мире видеомагнитофон.
Заря эры магнитофонов
В конце сороковых принцип магнитной записи еще не нашел широкого применения в бытовой аппаратуре. Люди слушали грампластинки. Первые магнитофоны стоили очень дорого, а качество звука было скверным. Видеорекордер, производившийся американской фирмой Ampex, стоил и вовсе космическую сумму – 4 тыс. $. Для сравнения: новый хороший автомобиль в США тогда, в 1949 году, предлагался в среднем за 850 $. Записывали видео на ленту только телевизионные студии, а простые граждане даже не мечтали о такой роскоши. Что касается музыки, то и ее проще было купить на как раз тогда появившихся долгоиграющих дисках. И все же Рэя Милтона посетило озарение: он предсказал скорое появление массовой продукции – магнитофонов. Он верил, что эти аппараты станут доступными по цене, и их станут покупать очень многие. Тем временем в душе Долби пробудилось желание учиться. Он окончил в Америке Стэнфорд, затем поступил в Кембридж, защитил докторскую диссертацию в области физики и в 27 лет уже считался видным специалистом по рентгеновскому излучению. Последние научные достижения свершились в Британии, куда ученый переехал.
Проблема как стимул успеха
Когда Рэя Долби послали по его просьбе в Индию советником ЮНЕСКО, он обрадовался. Вероятно, устав от скучных наук, этот импульсивный человек полностью переключил свое внимание на культуру древней страны. Экзотическую фольклорную музыку он записывал на большой магнитофон, но прослушивать ее мешал раздражающий шум, перебивающий полезный акустический сигнал. И именно тогда, в 1963 году, у Долби возникла идея применить имеющиеся технические знания для борьбы с этим пороком, свойственным всей тогдашней аппаратуре магнитной записи. Коммерческая идея состояла в том, чтобы снабдить магнитофоны схемой, избавляющей фонограмму от помех. Сомнений в успехе не было. Вопрос упирался исключительно в технологию.
Рождение бренда
В 1965 году в Лондоне Рэй Долби зарегистрировал фирму Stretcher, но вскоре переименовал ее в Dolby Laboratories, в честь себя самого. Название невольно подсказали грузчики, таскавшие тяжелые ящики с его оборудованием и назвавшие свою ношу «долби». На тот момент кроме главной идеи, пары осциллографов и генераторов низкой частоты у компании никаких активов не было. Впрочем, этого оказалось достаточно.
Суть технической идеи
Для полного понимания замысла, вероятно, требуется основательная теоретическая подготовка, но простыми словами ее тоже можно изложить. Поразмыслив над природой гула и шипения, мистер Долби пришел к заключению о том, что помехи сильнее раздражают на негромких участках фонограммы. Больше всего шумы проявляются на самых низких (до 100 Гц) и высоких (более 4 кГц) частотах. Средний диапазон вообще можно не трогать – пусть будет, как есть. Рэй разделил фильтрами сигнал на три составляющие, и занялся обработкой крайних полос. Следующий этап развития идеи состоял в том, чтобы искусственно сжать динамический диапазон. Идея казалась абсурдной: все производители аппаратуры стремились к тому, чтобы его расширить, а графике усиления придать максимальную линейность (тогда хорошо слышны и тихие, и громкие звуки). Главной проблемой магнитофонного качества были шумы ленты и усилительных каскадов, соизмеримые с интенсивностью полезного сигнала в моменты затихания музыки. Если тихие звуки особым образом сделать громче, то задачу можно считать решенной.
Компандеры и экспандеры
Схемы, искусственно сужающие динамический диапазон, давно были изобретены, применялись в радиосвязи и назывались компандерами. Запись, обработанная «системой Долби», становилась искаженной, впрочем, не очень сильно. Этот недостаток можно было устранить встраиваемой в магнитофон схемой экспандера (расширителя), тоже искривлявшей характеристику, но уже в другую сторону, для компенсации. Так Рэй Долби и поступил.
«Кассетная» политика
Многие люди старшего поколения помнят, что на «фирменных» компакт-кассетах, привозившихся из-за рубежа, обычно стоял логотип Dolby NR (Noise Reduction, в переводе – «редактирование шума»). Практически любой предприниматель стремится получать отчисления с каждого экземпляра товара, помеченного принадлежащим ему логотипом. Но Рэй Долби пошел другим путем. Он разрешил указывать на кассетах его знак бесплатно, и тем самым добился рекламы своей технологии миллиардными тиражами. А вот производители магнитофонов были вынуждены делать авторские отчисления с каждого аппарата, снабженного системой шумоподавления, изобретенной Рэем. За время расцвета индустрии кассетной звукозаписи их было изготовлено огромное количество – сотни миллионов единиц.
Адаптация к новым условиям
Система шумоподавления Dolby NR с годами модифицировалась: появилась версия «В», затем «С». Однако закат кассетной эры стал предсказуемым уже в середине 80-х, когда появились первые компакт-диски. Они тоже стоили очень дорого сначала, но чутье и в этот раз не подвело мистера Долби, уже проявившего прозорливость однажды. Требовался новый коммерческий продукт, способный сохранить бренд, обреченный на вымирание после ухода кассетных магнитофонов с рынка.
Рэй Долби начинает сотрудничать с голливудскими студиями уже в семидесятых. Идея многоканального звука приводит к разработке системы Dolby Stereo, пригодной для кинотеатров, в том числе домашних (их тогда еще не было). Кроме обычных колонок для стерео (правой и левой), появились задние динамки. Позже к ним добавились среднечастотный центральный громкоговоритель и сабвуфер, работающий только на басах. Акустические системы окружили зрителя, и ему это нравилось.
Эпоха цифры
И всеобщая компьютерно-технологическая революция не застала компанию Dolby врасплох. На смену аналоговым технологиям вовремя пришли цифровые. Очередной блокбастер про Бэтмена в 1992 году снимался с использованием системы окружающего звука Dolby 5.1. Через семь лет компания добавила еще один канал, призванный создать уже совершенно непередаваемый словами эффект - EX 6.1. Последнее достижение лаборатории – 128-дорожечный Dolby Atmos, стирающий дискретное представление о расположении АС и создающий практически цельную звуковую картину.
Создатель фирмы Рэй Долби умер в 2013 году в возрасте 80 лет. Его предприятие демонстрирует редкую в наше время жизнеспособность, а бренд известен во всем мире. Вероятно, главный секрет этого успеха – в умении смотреть вперед, и, самое главное – видеть будущее.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание