Рубрики

Сотрудники постоянно жалуются - это нормально, но это не должно стать причиной негативной атмосферы: советы по борьбе с теми, кто плачется

Критика в адрес руководителей крупных компаний с жесткими методами управления – явление весьма распространенное и даже привычное. Высокие требования со стороны начальства нередко переходят черту, за которой сотрудникам ничего не остается, как сменить место работы. Однако есть и обратные примеры, когда вполне лояльные и готовые к компромиссам руководители регулярно встречают лишь претензии и недовольство от подчиненных.

Безусловно, жалобы сотрудников могут не просто иметь под собой справедливые основания, но и быть полезными компании, обнаруживая слабые места в механизмах управления. Но как определить грань между допустимыми жалобами и вредоносными? И что еще важнее – как бороться с откровенно необоснованными претензиями, не теряя при этом ценные кадры? Об этом и пойдет речь ниже.

Мотивы жалующихся сотрудников

Фактическим поводом для жалоб может стать что угодно – от неправильно работающей кадровой политики до низких зарплат и продолжительного трудового дня. Важно лишь разграничивать, где заканчивается критика по существу и начинается выплеск эмоций, обусловленный психологическим состоянием или темпераментом конкретного сотрудника. Определить эту грань поможет хладнокровный разбор каждого вопроса по отдельности.

Например, если коллектив жалуется без заслуживающей внимания аргументации, это явный повод задуматься о признаках неблагожелательной атмосферы в команде. Следует учитывать, что одна жалоба может вызвать цепную реакцию, которая побудит и других сотрудников поддерживать возмущенного коллегу, независимо от степени его правоты. Так формируется культура негативного взаимодействия между разными уровнями управления в бизнес-среде. Зафиксировав подобные признаки, можно переходить к следующему этапу – определению места начальства в сложившейся ситуации.

Позиция руководителя

Независимо от причин регулярно поступающих и, возможно, ставших массовыми жалоб, лидеру команды следует признать свою вину. Как бы то ни было, именно руководитель несет ответственность за происходящее – идет ли речь о положительных настроениях или негативных. Соответственно, и путь к исправлению ситуации находится в руках сильного начальника. Главный вопрос в том, какими способами он может изменить негативную атмосферу, сформированную жалобами коллектива.

Ответная реакция на жалобы

В самом характере восприятия руководителем критики находится полный спектр средств, которые помогут надлежащим образом «обработать» как справедливые, так и безосновательные жалобы. Итак, во-первых, не стоит реагировать агрессивно.

Тактика сильного и жесткого руководителя, упрекающего своих сотрудников, в данном случае не подойдет. Во-вторых, каждая жалоба должна быть встречена так, чтобы ее авторы понимали серьезность отношения к ней со стороны руководства. И в-третьих, разумеется, должны быть произведены необходимые изменения, если на это есть веские причины.

Но что делать, если жалобы необоснованны и никаких перемен в логике здравого управления происходить не должно? В такой ситуации у сотрудников просто не будет иного выхода, как принять такую данность с учетом понимания объективного отношения к запросу со стороны управления, которое и было продемонстрировано в самой стилистике ответа.