Макс Альберхаски, доктор философии, является доцентом кафедры маркетинга Калифорнийского государственного университета в Лонг-Бич, США. Он занимается исследованием психологии потребителя и взаимосвязи между деньгами, социальными отношениями и счастьем.
Финансы, как правило, считаются сферой ума, а не эмоций. Независимо от того, составляем ли мы бюджет или выбираем акции для инвестирования, мы склонны рассматривать финансовые решения как более логичные и рациональные, чем другие категории решений, которые мы принимаем в течение недели.
В конце концов, большинство людей согласны с тем, что нам нужно быть умными, когда дело касается денег, иначе мы можем столкнуться с последствиями своего невежества. Однако решения, связанные с деньгами, являются прекрасным примером того, как сложно практиковать то, что мы декларируем.
Влияние эмоций на принятие финансовых решений
Эмоции часто являются основной движущей силой наших решений, потому что мы склонны относиться к чему-либо положительно или отрицательно сразу же, и только потом мы пытаемся найти причины или аргументы в поддержку этого чувства.
Модель, основанная на эмоциях, объясняет, почему нам так сложно отказаться от новой пары обуви, которая нам понравилась в магазине, или от вечеринки с друзьями, когда эти покупки не входят в наш бюджет. Аналитик внутри нас знает, что это нелогичное решение, но эмоциональная часть вас не хочет ничего другого, кроме как сказать «да».
Макс Альберхаски указывает на некоторые из самых сильных эмоций, оказывающих влияние на наши финансовые решения, и разъясняет, как они работают.
Страх
Страх, пожалуй, самая сильная эмоция, когда дело доходит до принятия финансовых решений. Исследования показали, что страх потерять 100 долларов (около 10 тыс. рублей) гораздо сильнее, чем волнение от выигрыша 100 долларов. Эта концепция получила название «неприятие потерь».
Панические покупки, которые наблюдались во время пандемии COVID-19, в основном вызваны страхом. Вся логика улетучивается, и страх заставляет людей покупать все 20 флаконов дезинфицирующего средства для рук, которые есть на полке магазина.
Страховая индустрия также основывается на боязни. Страховые компании зарабатывают деньги, во многих случаях выплачивая меньше денежных средств, чем они обязаны выплатить. Тем не менее мы с радостью приобретаем страховку, чтобы избавиться от своих фобий — потери дома, дачи или машины, даже несмотря на то, что условия в среднем являются невыгодными.
Страх также проявляется в бизнесе и инвестировании — он может остановить некоторых людей от открытия собственного дела или вложения денег в фондовый рынок либо заставить их вывести средства с фондового рынка при первых признаках экономического спада.
Жадность
Эмоции, связанные с жадностью, могут подтолкнуть нас к чрезмерному риску в погоне за богатством. По сравнению с другими эмоциями жадность имеет тенденцию быть более рациональной и просчитанной.
Исследования показывают, что, если вы даете людям деньги и предлагаете им возможность поделиться ими с кем-то или оставить себе, спонтанная внутренняя реакция — быть щедрыми и делиться. Однако, если вы позволите им глубоко задуматься над этим шагом, они склонны принимать более эгоистичные решения.
В то время как страх может привести к переоценке вероятности негативных исходов, жадность - к недооценке этих шансов. Жадность может способствовать быстрому обогащению, что приводит к таким формам поведения, как азартные игры, инвестирование в криптовалюту и покупка лотерейных билетов.
Жадность также может заставить людей не замечать любые недостатки или риски и сосредотачиваться только на потенциальных плюсах, представляя, как это будет, когда вы достигнете успеха.
Тревога и депрессия
Тревога и депрессия имеют свои особенности, отличные от страха и жадности. Эти эмоции могут привести к тому, что в науке о поведении называется «паралич принятия решений». Поскольку это часто связано с нестабильностью в отношениях, проблемами на работе или негативными последствиями других финансовых решений, переживание тревоги и депрессии может привести к тому, что человек будет пренебрегать принятием решений, касающихся личных финансов.
Иногда откладывание выбора может быть положительным моментом, например это помогает избежать импульсивных покупок. С другой стороны, паралич принятия решений может привести к негативным последствиям, таким как слишком долгое ожидание начала инвестирования в пенсионный счет или отказ от погашения долгов с высокими процентными ставками.
Что делать для принятия более эффективных финансовых решений
Финансовые решения, как и любые другие решения, которые вы принимаете, могут быть основаны на ваших мыслях или чувствах. Попробуйте задать себе и другим такие вопросы, как:
- "Это эмоциональное или логическое решение?"
- "Мои эмоции заставляют меня быть слишком осторожным и упускать хорошую возможность?"
- "Мои эмоции заставляют меня быть слишком взволнованным и упускать из виду риски, связанные с данной возможностью?"
- "Паралич принятия решений усугубляет неприятную ситуацию?"
В заключение Макс Альберхаски отмечает большую важность понимания того, как эмоции могут влиять на финансовый выбор. В следующий раз, когда вы столкнетесь с трудным финансовым выбором, спросите себя, какую роль могут сыграть ваши эмоции, чтобы помочь вам принять наилучшее решение.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание