Рубрики

Судим только по кино: как Голливуд сформировал у нас представление о богатых людях

Большинство людей незнакомы лично ни с одним сверхбогатым человеком, поэтому на их восприятие данной группы влияет, в первую очередь, то, каким образом богатых показывают в фильмах. Недавно было проведено исследование, в ходе которого специалисты проанализировали 560 голливудских фильмов, где главными героями являются очень обеспеченные люди, и сделали вывод, какие стереотипы о богачах сложилось у обывателей.

"Жадность - это хорошо"

В 1987 году на экраны вышла картина "Уолл-стрит", одним из главных персонажей в которой был Гордон Гекко, сыгранный Майклом Дугласом. Персонаж этот был вымышленным, хотя за его основу были взяты истории и черты характера нескольких реально существующих бизнесменов. Самая известная цитата из этой картины, сказанная Гекко, звучит так:

...жадность, если не сказать иначе, прекрасна. Жадность права. Жадность дает результаты. Жадность разъясняет, проталкивает вас и помогает ощутить этот самый вкус эволюции. Жадность как жажда во всех ее формах – жажда жизни, денег, любви, знаний – и стала двигателем человечества.

Гордон Гекко воплощает собой стереотип богатого и жадного биржевого маклера, который является в своей области ценным экспертом. При этом он всегда идет по головам ради своей цели, он совершенно не стесняется доводить до разорения других людей и муки совести его ничуть не мучат.

Для накопления своего баснословного богатства он не гнушается пользоваться и незаконными методами. Именно благодаря этому персонажу возник стереотип, что богатые люди, сколько бы денег у них ни было, всегда будут хотеть иметь больше, им всегда будет мало.

Исследование о стереотипах

Гордон Гекко - лишь один из огромного множества подобных персонажей, показанных в кино, и специалисты заинтересовались, какие еще стереотипы сложились у людей под влиянием кинематографа. Они проанализировали образы богачей, показанных в 560 фильмах, снятых в Голливуде.

В специальную "Кодовую книгу" были записаны характеристики каждого персонажа, для глубоко анализа выбрали 43 фильма. В "Кодовой книге" фиксировали, какими качествами и чертами характера обладал тот или иной состоятельный киногерой:

  • неприятный или симпатичный;
  • некомпетентный или хороший профессионал;
  • хладнокровный или душевный;
  • эгоцентричный или отзывчивый;
  • жадный или щедрый;
  • высокомерный или открытый;
  • поверхностный или глубокий и так далее.

Черты каждого персонажа фиксировались в начале картины и в конце, ведь часто по сюжету герои могли изменить те или иные свои особенности под влиянием другого персонажа кино или какого-то события, произошедшего с ними по ходу сюжета. Кроме того, отмечалось, есть ли у главного богатого персонажа в фильме контрастный герой, тот, кто служит фоном, чтобы оттенить главные качества богача.

Этот герой не обязательно должен был быть главным противником богача в фильме или антагонистом, это мог быть и эпизодический персонаж, который четко давал бы зрителям понять, что он обладает совершенно другими чертами, чем состоятельный человек, и на его фоне богатый герой выглядит либо невыгодно либо, напротив, еще более выигрышно.

Если этот оттеняющий богача персонаж был более-менее значимым для развития сюжета, в "Кодовую книгу" записывались и его черты характера, чтобы сравнить, какой стереотип складывается благодаря Голливуду о тех людях, которые противопоставлены богатым.

Стереотипы о богатых людях

Специалисты в ходе упомянутого исследования выяснили, что некоторые сцены, в которых наиболее ярко показаны богачи, повторяются из фильма в фильм с незначительными изменениями. Это не главные сцены и не всегда то, что происходит в них, имеет прямое отношение к изменению сюжета в фильме, но эти кадры дают четкую характеристику богатого персонажа и нужны именно для того, чтобы сформировать у зрителей стереотип о богачах.

Вот какие выводы могли сделать зрители, посмотрев подобные кадры в самых известных и кассовых голливудских картинах.

Ни шагу назад

Стереотипным выводом, показанным в фильмах, является то, что богатые люди никогда и ни перед чем не остановятся, если видят перед сбой четкую цель и если имеют шанс увеличить свое пусть даже уже и так немаленькое состояние. Подобная мысль прослеживается в следующих голливудских фильмах.

"Однажды на Диком Западе", (1968)

Один из главных героев картины - железнодорожный магнат, который не останавливает ни перед чем, чтобы достичь свои экономические цели и увеличить богатство. Он нанимает бандитов, убивающих невинных людей, включая детей, тем самым показывая зрителю, что деньги для него важнее человеческой жизни.

"Вздымающийся ад", (1974)

Масштабный фильм-катастрофа, в котором рассказано о трагедии, произошедшей в небоскребе, когда в пожаре погибло множество людей. А причиной этой катастрофы стала жадность строительных подрядчиков, которые сэкономили на противопожарной защите. Зная о возможных рисках, они решили положить в свои карманы побольше денег, рискнув жизнями людей в случае пожара, который и разразился в итоге.

"Kingsman: Секретная служба", (2014)

Один из героев - миллиардер, который использует новейшие технологии для манипулированием людьми. Его идея - заставить жителей планеты убивать друг друга, тем самым он надеется предотвратить перенаселение Земли и стать ее правителем, чтобы иметь и власть, и все деньги мира.

Непомерная жадность

Еще одним стереотипом, сложившимся под влиянием голливудских картин, является непомерная жадность богатых людей. Просматривая некоторые ленты о богачах, можно прийти к выводу, что у них на уме только прибыль и новые возможности разбогатеть, а все, чего они хотят, - удовлетворить свою огромную жадность, становящуюся с каждым новым заработанным миллионом только еще более сильной.

"Уолл-стрит", (1987)

Главная картина, в которой показана жадность богатых, уже упомянутая выше. Один из главных героев - богатый биржевой маклер, мечтающий заполучить в свои руки авиалинию и выгодно продать ее по частям. Таким образом сам он сможет получить баснословную прибыль, увеличив свое состояние в несколько раз. А то, что при этом сотни рабочих семей останутся за чертой бедности, его нисколько не волнует, ведь главное - это собственный кошелек богача.

"Волк с Уолл-Стрит", (2013)

Главный герой - инвестиционный банкир, каждую минуту думающий о том, как бы заработать побольше денег. Вместе со своей компанией он покупает акции, а затем распространяет ложные слухи и новости, которые приводят к увеличению цен на акции. Эта афера является незаконной, но помогает сколотить состояние герою. Правда, правосудие его настигнет, но вывод о богатых людях зрители сделают один - думают они исключительно о деньгах.

Положительные примеры

Не все богатые герои в фильмах бывают полностью отрицательными и на протяжении всего фильма занимающимися зарабатыванием денег, чтобы в конце достигнуть желаемого богатства и остаться счастливыми. Есть в кинематографе и такие богатые герои, которые столкнулись в жизни с определенными обстоятельствами или людьми, полностью их изменившими и заставившими пересмотреть свои взгляды на жизнь и на деньги.

"Красотка", (1990)

Главный герой - финансовый магнат, чьи мысли заняты делами и богатством, которое он желает увеличить нечестным путем. Ему встречается проститутка, и одна ночь любви постепенно перерастает в настоящие отношения и глубокое чувство.

Девушка, которую магнат купил за деньги, обладает той открытостью и жизнелюбием, которые помогают герою взглянуть на свою жизнь с другого ракурса, и он забывает о своих нечестных мыслях о бизнесе, понимая, что главное в судьбе совсем не деньги.

"Список Шиндлера", (1993)

Главный герой картины - богатый человек, который в начале показан хладнокровным и расчетливым бизнесменом, эксплуататором, наживающимся на национал-социалистической системе и на начавшейся войне. Однако по ходу фильма он многое понимает, становится сострадательным человеком, который использует деньги не для увеличения состояния, а для помощи людям, он спасает множество жизней, рискуя своей собственной.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание