Рубрики

Таяние арктических ледников может открыть новые возможности для бизнеса

В 2014 году Nunavik стал первым грузовым кораблем, который прошел через Северо-Западный проход без ледокольного эскорт-корабля, прокладывающего путь. Изменение климата все больше делает Арктику доступной. Может ли это предвещать новую эру грузовых перевозок, которые будут осуществляться по всему миру?

Путь, который открывается миру

Еще в XIX веке рассматривалась возможность переходить по Северо-Западному проходу через Северный Ледовитый океан, используя его в качестве кратчайшего пути между Северной Атлантикой и частью Тихого океана. Исследователи брали корабли на западное побережье Гренландии, затем пытались пробраться через арктические острова Канады, прежде чем спуститься по Берингову проливу между Аляской и Россией.

Проблема заключалась в том, что даже летом маршрут был в основном перекрыт непроходимым льдом. Во время одной из самых известных экспедиций британского сэра Джона Франклина в 1845 году все 129 членов экипажа погибли после того, как их два судна застряли.

Как глобальное потепление влияет на развитие грузоперевозок?

Сегодня, более чем 170 лет спустя, потепление Арктики означает, что маршрут становится все более доступным в течение нескольких месяцев каждое лето. И по некоторым оценкам, арктический лед отступает до такой степени, что Северо-Западный проход может стать экономически жизнеспособным судоходным путем.

Для судоходных компаний, перевозящих товары из Китая или Японии в Европу, или на восточное побережье США, этот проход сократил бы тысячи километров, которые сегодня вынуждены преодолевать судна, проплывая через каналы Панамы или Суэца. Правительство Канады, безусловно, надеется, что так и будет в ближайшем времени.

В конце октября министр торговли США Джим Карр сказал, что маршрут будет доступен круглый год, вероятно, уже для следующего поколения. На данный момент это все еще рискованный бизнес, ведь лед остается серьезной проблемой.

Первые смельчаки

В 2014 году Nunavik стал первым грузовым судном, который решился пересечь проход без сопровождения. Этот корабль поставил никель из канадской провинции Квебек в Китай. Тим Кин был на борту судна Nunavik. Он является менеджером канадской морской транспортной фирмы Fednav. Тим Кин рассказал, что поездка была приятно “скучной” - кораблю не пришлось тратить драгоценное время на борьбу с ледяными глыбами.

Корабль совершил путешествие из Квебека в Китай за 26 дней, а это более чем на две недели меньше, чем 41-дневный возврат через Панамский канал. “С точки зрения расстояния имеет огромный смысл использовать Северо-Западный проход, когда он становится доступным”, - сказал Тим Кин.

В то время как у компании Fednav нет непосредственных планов снова использовать данный маршрут, он остается возможным в зависимости от назначения груза и времени года. За год до путешествия на Nunavik, другое большое судно Орион стал первым грузовым кораблем, который прошел через проход. Однако его возглавлял и сопровождал канадский ледокол береговой охраны.

Владелец датской компании Nordic Bulk Carriers впоследствии сказал, что они надеются на повторное путешествие по этому пути. На сегодняшний день количество судов, проходящих через проход, невелико, но растет. В 2017 году в общей сложности 32 корабля прошли по пути, но только один из них был грузовой. Другие включали в себя приключенческие яхты, выделенные ледоколы, круизное судно и танкер. Это сопоставимо с 18 судами в целом в 2016 году и 16 в 2015 году.

Канадская логистическая компания Fathom Marine ожидает, что уровни судоходства в пассаже будут расти, во главе с большим количеством горнодобывающих проектов по всему региону.

Какие проблемы ожидают

Однако некоторые арктические эксперты не уверены, что Северо-Западный проход когда-нибудь станет оживленным коммерческим торговым путем. Среди скептиков исполнительный директор вашингтонского института по изучению Арктики Мальте Гумперт. Он говорит, что этот проход является “менее четким” вариантом для судоходства, чем Северный морской путь, который проходит вдоль российского арктического побережья между Азией и Европой.

Он также говорит, что эта водная тропа имеет несколько географических недостатков, включая многие острова, которые буквально забиты льдом. К слову, русский маршрут таких недостатков не имеет и таяние ледников никак не влияет на передвижение кораблей.

Другая проблема - отсутствие глубоководных портов и ограниченные поисково-спасательные возможности. Есть также сохраняющиеся разногласия по поводу доступа к проходу. Канада претендует на суверенитет, в то время как США и другие страны считают его международным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание