Рубрики

Темное наследие пожара: ученый исследовал обугленные останки Собора Парижской Богоматери и обнаружил повышенное содержание свинца

В апреле 2019 года мир с ужасом наблюдал за тем, как пламя охватило одно из самых знаковых зданий Европы - Собор Парижской Богоматери. Сейчас специалисты усердно трудятся над сломанными и почерневшими руинами, восстанавливая готические балки и арки. Однако среди груды пепла и обломков ученый наткнулся на нечто более тревожное.

Пожар в Нотр-Даме

После пожара ряд компаний и частных лиц сделали щедрые пожертвования, чтобы помочь оплатить восстановление Нотр-Дама. Французский бизнесмен Бернар Арно, к примеру, отдал на это 200 миллионов долларов. Однако эксперты полагают, что ремонтные работы могут обойтись в несколько миллиардов долларов.

Тем временем специалисты-реставраторы стали пробираться через разрушенные стены, облаченные в защитные шлемы. Пока руины еще тлели, французский президент пообещал всему миру, что собор будет восстановлен. Экспертам надлежало выяснить, как это сделать.

Поначалу специалистов утешало то, как много реликвий удалось спасти. «Главное - не крыша и не свод, а святилище, которое они защищают, - объяснила Алина Манне из Лаборатории исследования исторических памятников. - Сердце Нотр-Дама было спасено».

Реставрация

Тем не менее реставрация выглядела как грандиозное предприятие. Для команды Манне главной задачей было попытаться предотвратить любое дополнительное разрушение. После этого группа надеется использовать свои исследования для того, чтобы составить лучший план восстановления собора.

Однако на этом пути много препятствий, и, похоже, будет еще больше. Например, одной из первых проблем, с которой столкнулись исследователи, был анализ каменной кладки. Если бы они попробовали попасть в собор через верх, то вся конструкция могла рухнуть. Но в то же самое время, оставаясь снизу, они подвергались бы падению обломков. Таким образом, исследователи не смогли определить, насколько стабильно здание на самом деле. Тем не менее они обнаружили, что анализ цвета каменной кладки дал некоторые удивительно полезные результаты. По словам специалистов, известняковые блоки приобретают разный оттенок в зависимости от температур, которым они подвергались.

Темное наследие пожара

Например, при температуре от 570 до 750 градусов по Фаренгейту железо внутри известняка начинает распадаться, оставляя след красного цвета. А когда становится еще жарче, цвет меняется на черный. Вооруженные этими знаниями, ученые смогли определить прочность отдельных камней, просто оценив их цвет.

Еще одним вопросом стало количество воды, которая попала на руины. Во время возгорания пожарным было приказано направить струи воды подальше от хрупких витражей. Однако они не смогли сделать то же самое для каменного свода.

Когда пожарные направили свои шланги на известняковые стены собора, пористый материал поглотил воду, что значительно увеличило его вес. Даже спустя год камни просохли не до конца. Кроме того, вода внутри них продолжает расширяться и сжиматься в соответствии с температурой, что еще больше разрушает структуру известняка.

Свинец

При проведении реставрационных работ специалисты также заметили и то, что во время пожара большое количество ядовитого свинца расплавилось и, по всей видимости, испарилось в атмосферу. Даже в современных безопасных материалах присутствует свинец. Этот металл накапливается в организме и может вызывать различные нарушения. После проверки соседних с собором районов власти обнаружили, что в некоторых местах показатель содержания свинца в атмосфере был превышен в 50 раз.

Специалисты провели тесты и в руинах Нотр-Дама. Отчеты показали, что внутри собора уровень свинца был в 70 раз выше нормы. Несмотря на это, люди, работавшие внутри, в первые несколько месяцев не были оснащены надлежащими костюмами.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание