Рубрики

"Титаник" был оснащен новейшей технологией связи - беспроводным телеграфом, но почему первым сообщением было не SOS

Когда «Титаник» отправился в свое первое и, как оказалось, последнее плавание в 1912 году, он был оборудован новейшей технологией связи - беспроводным телеграфом. В последние часы после того как «Титаник» столкнулся с айсбергом, радиосообщения, отправленные с легендарного тонущего корабля, вызвали спасательное судно, которое подобрало сотни людей, но также посеяло путаницу с конкурирующими сигналами бедствия и помехами. В ту роковую ночь погибло более 1500 человек.

Новейшая технология

Первоначально разработанный в конце 1800-х годов, телеграф Маркони (Гильермо Маркони, пионер в области телекоммуникаций и лауреат Нобелевской премии 1909 года по физике, изобрел первое устройство для облегчения беспроводной связи с использованием радиоволн) задействовал длинные радиоволны, которые не очень далеко распространялись и были подвержены помехам.

Примерно в то же время другие изобретатели радио разрабатывали более эффективные способы передачи голосов и непрерывных беспроводных передач на более коротких волнах. У Маркони, однако, была коммерческая монополия на его беспроводной телеграф.

Несмотря на ограничения телеграфа «Маркони» и тот факт, что он не предназначен для использования в качестве аварийного устройства, «Титаник» был оснащен радиотерминалом и телеграфным аппаратом, арендованным у Маркони. Два молодых оператора, нанятых в компании Маркони, главный телеграфист Джек Филипс и его помощник Гарольд Брайд, отправляли азбуку Морзе Marconigrams от имени клиентов «Титаника» двадцать четыре часа в сутки во время его единственного рейса в апреле 1912 года.

Монополия на роскошь

Технологическая монополия Маркони и поток личных сообщений, передаваемых через телеграф «Титаника», оказались роковыми в ту апрельскую ночь. Филипс был настолько ошеломлен очередью входящих и исходящих гостевых телеграмм - один из пассажиров «Титаника» хотел «уведомить всех заинтересованных» о предстоящей игре в покер в Лос-Анджелесе - что он не передавал сообщения о ледяной угрозе в окрестностях «Титаника». Когда соседнее судно, «Калифорния», телеграфировало, что оно уже окружено льдом, Филипс ответил: «Заткнись! Я занят».

Как только «Титаник» достиг айсберга, тон Филипса изменился, и он использовал сигнал бедствия Маркони: CQD.

Сложности с аббревиатурой

С 1899 года морские суда уже обращались за помощью по беспроводной связи, но международные операторы еще не придумали стандартизированный сигнал бедствия. В 1904 году операторы Маркони приняли общий позывной, используемый британскими телеграфистами: CQ «ищу тебя» и D для «бедствия или опасности».

Но к 1912 году, когда «Титаник» отплыл, появился еще один, конкурирующий сигнал бедствия: SOS. Существует распространенное заблуждение, что короткий сигнал бедствия значит «Спаси наш корабль» или «Спаси наши души», но буквы ничего не означали - это была адаптация существующего немецкого радиовызова. Сигнал состоял из трех точек, трех штрихов и еще трех точек - их легко вывести из кода Морзе во время чрезвычайной ситуации и понять даже в плохих условиях.

Международная группа, включая Соединенное Королевство, ратифицировала SOS в качестве официального международного сигнала бедствия четырьмя годами ранее, в 1908 году, но телеграфные операторы Великобритании и Маркони не торопились с принятием нового сигнала. Соединенные Штаты, которые сопротивлялись раннему международному регулированию радиосвязи, первоначально не подписывали соглашение по принятию единого сигнала SOS.

Первые призывы о помощи

В первых призывах к помощи от «Титаника» использовалась аббревиатура CQD - и Брайд был достаточно расслаблен, чтобы пошутить, что, возможно, Филипсу стоит попробовать SOS. Но судьба корабля не была шуткой. Когда один из первых судов, получивший сигнал бедствия «Титаника», «Франкфурт», поздно ответил на вызов CQD, помощник Маркони Брайд был уже достаточно напряжен, чтобы назвать оператора «Франкурта» «дураком».

Франкфуртский телеграфист работал на немецкую телекоммуникационную компанию Telefunken. Историки задокументировали давнее соперничество между Маркони и Telefunken. Маркони изо всех сил старался изгнать немецкую компанию с морского рынка, а его операторам не рекомендовали или даже запрещали обмениваться телеграфными сообщениями с конкурентами.

Неуместное соперничество

Когда «Титаник» начал тонуть, телеграфные операторы Брайд и Филипс начали переключаться между SOS и CQD, но их призывы о помощи в случае бедствия были небрежно переданы или преуменьшены другими операторами. Филипс и Брайд могли отправлять или получать только одно сообщение за раз, и их линию неоднократно загружали другие операторы не относящимися к делу вопросами, такими как направлялся ли «Титаник» к кораблю, который находился на расстоянии 500 миль (800 километров).

Между тем ближайший корабль, «Калифорния», вообще не принимал сигналов бедствия «Титаника». Оператор беспроводной связи выключил свой приемник и лег спать после того как Филипс сказал ему заткнуться.

Радиолюбители также вмешивались в сообщения, не позволяя «Титанику» общаться.

Катастрофа послужила принятию закона о радио

Филипс пошел на дно вместе с «Титаником», спокойно посылая сигналы бедствия в его последние минуты. Трагедия привела к тому, что Маркони горько пожалел о своем монополистическом решении, об использовании радиоволн в море. «Теперь я осознал свою ошибку», - сказал он в речи 1927 года.

Брайд и Маркони минимизировали соперничество между конкурентами в области беспроводных технологий в показаниях перед расследованием Конгресса в 1912 году по поводу катастрофы на «Титанике».

Сенат пришел к выводу, что беспроводная связь на море должна функционировать 24 часа в сутки, и призвал к регулированию американской радиоиндустрии, что привело к принятию Закона о радио 1912 года. Он ограничил любительское использование длинноволновых частот и включил положение, посредством которого США приняли SOS в качестве стандартного сигнала бедствия.

SOS оставался международным сигналом бедствия вплоть до 1999 года, когда крупные корабли перестали использовать азбуку Морзе в пользу спутниковой Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.

После выступления в конгрессе Маркони, лауреат Нобелевской премии, чье устройство было связано с роковой катастрофой, возложил венок к мемориалу телеграфиста «Титаника» Джека Филипса.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание