Рубрики

"Токсичная" обстановка на работе: шесть главных признаков

Благоприятная атмосфера в коллективе – это важный фактор успешной работы компании. «Токсичная» обстановка на работе «ломает» многих. Некоторые даже не представляют, с какой опасностью сталкиваются, постоянно находясь в неблагоприятном рабочем микроклимате. Профессиональная деятельность, от которой страдает здоровье и личная (семейная) жизнь, не приносит счастье в долгосрочной перспективе. Чтобы понять, что на рабочем месте нездоровая и даже опасная обстановка, нужно знать ее основные признаки.

1. Отрицательная оценка работы руководителем

«Токсичные» стили управления встречаются довольно часто. Такие руководители подавляют моральный дух в рабочем коллективе и «высасывают» жизнь из работников, сосредотачиваясь исключительно на их ошибках. Очень редко они дают положительный отзыв, хвалят и поощряют своих подчиненных.

2. Отсутствие баланса между работой и личной жизнью

Люди сталкиваются с тем, что им приходится жертвовать своей личной жизнью ради работы, о чем обычно свидетельствует 50-часовая рабочая неделя, небольшой отпускной период и ненормированный рабочий день.

3. Неуважение со стороны начальства

Руководители не только могут, но и должны быть почтительными со своими работниками. Нередко мы наблюдаем обратное – боссы набрасываются в гневе на своих подчиненных, позорят их публично и в целом ведут себя некорректно.

4. Враждебная обстановка на рабочем месте

Рабочая среда превращается в место, в котором нежелательные замечания или поведение мешают выполнению работы или создают пугающую атмосферу. Сотрудники, находящиеся в пределах домогательств или издевательств, превращаются в жертв, а ведь их работа влияет на результат компании.

5. Сплетни

Коллеги активно разыгрывают на работе драматические сцены и злословят. В основном это сотрудники, чье время в компании скоро истечет; они хотят отрицательно повлиять на ход событий, распространяя негативные слухи о других.

6. Жестокая внутренняя конкуренция

Как правило, в «токсичном» рабочем коллективе наблюдается жесткая конкуренция. Сотрудники соревнуются друг с другом, что обусловлено нереальными показателями эффективности, в которых основное внимание уделяется индивидуальной производительности, а не командным результатам.

Другие признаки, указывающие на «токсичность» работы

  1. Боязнь работы. Если вы с содроганием думаете о предстоящем рабочем дне и одна мысль о вашем начальнике вызывает у вас страх, значит, на работе присутствует «токсичная» обстановка.
  2. Если вы «просиживаете штаны» в офисе, листая странички социальных сетей, - это признак скуки, которая будет отрицательно влиять на вашу производительность и рабочий настрой.
  3. Вы находитесь в постоянном стрессовом состоянии, от которого страдает ваше здоровье.
  4. Вы стали замечать за собой, что часто жалуетесь другим на свою работу.
  5. Вы все больше обращаете внимание на другие компании, которые, возможно, предлагают более привлекательные условия труда.

Что делать?

«Токсичные» формы поведения со временем становятся неконтролируемыми, лишая людей их достоинств и создавая у коллег чувство бессилия и ненависти к работе. Все это негативно сказывается на бизнесе. Специалисты предлагают несколько вещей, которые не позволят допустить «токсичной» обстановки на рабочем месте.

  • Установить командные соглашения, чтобы остановить драму и негатив. Например, можно договориться: «Мы все согласны вести себя уважительно по отношению друг к другу». Такие соглашения работают, потому что они основаны на ответственности команды. Если «токсичный» коллега не хочет соблюдать их, другие могут воздействовать на него.
  • Противостоять «ядовитым» коллегам или боссам, устанавливая границы, что позволит быстро и уверенно улучшить собственную позицию на работе.
  • Эмоционально «покидать» свой офис: дома не думать о работе и выбирать занятия, которые помогают справиться с последствиями рабочей «токсичности».
  • Напоминать себе о собственных заслугах и своих сильных сторонах. Это позволит вернуть уверенность в собственных силах и реально оценить сложившуюся ситуацию.

Помните, что вы не являетесь причиной неблагоприятного микроклимата в коллективе. Если пребывание на работе невыносимо, подумайте об уходе, но сделайте это изящно и профессионально. Ведь вы никогда не знаете, когда вам понадобится положительная рекомендация от бывшего начальника.