Благоприятная атмосфера в коллективе – это важный фактор успешной работы компании. «Токсичная» обстановка на работе «ломает» многих. Некоторые даже не представляют, с какой опасностью сталкиваются, постоянно находясь в неблагоприятном рабочем микроклимате. Профессиональная деятельность, от которой страдает здоровье и личная (семейная) жизнь, не приносит счастье в долгосрочной перспективе. Чтобы понять, что на рабочем месте нездоровая и даже опасная обстановка, нужно знать ее основные признаки.
1. Отрицательная оценка работы руководителем
«Токсичные» стили управления встречаются довольно часто. Такие руководители подавляют моральный дух в рабочем коллективе и «высасывают» жизнь из работников, сосредотачиваясь исключительно на их ошибках. Очень редко они дают положительный отзыв, хвалят и поощряют своих подчиненных.
2. Отсутствие баланса между работой и личной жизнью
Люди сталкиваются с тем, что им приходится жертвовать своей личной жизнью ради работы, о чем обычно свидетельствует 50-часовая рабочая неделя, небольшой отпускной период и ненормированный рабочий день.
3. Неуважение со стороны начальства
Руководители не только могут, но и должны быть почтительными со своими работниками. Нередко мы наблюдаем обратное – боссы набрасываются в гневе на своих подчиненных, позорят их публично и в целом ведут себя некорректно.
4. Враждебная обстановка на рабочем месте
Рабочая среда превращается в место, в котором нежелательные замечания или поведение мешают выполнению работы или создают пугающую атмосферу. Сотрудники, находящиеся в пределах домогательств или издевательств, превращаются в жертв, а ведь их работа влияет на результат компании.
5. Сплетни
Коллеги активно разыгрывают на работе драматические сцены и злословят. В основном это сотрудники, чье время в компании скоро истечет; они хотят отрицательно повлиять на ход событий, распространяя негативные слухи о других.
6. Жестокая внутренняя конкуренция
Как правило, в «токсичном» рабочем коллективе наблюдается жесткая конкуренция. Сотрудники соревнуются друг с другом, что обусловлено нереальными показателями эффективности, в которых основное внимание уделяется индивидуальной производительности, а не командным результатам.
Другие признаки, указывающие на «токсичность» работы
- Боязнь работы. Если вы с содроганием думаете о предстоящем рабочем дне и одна мысль о вашем начальнике вызывает у вас страх, значит, на работе присутствует «токсичная» обстановка.
- Если вы «просиживаете штаны» в офисе, листая странички социальных сетей, - это признак скуки, которая будет отрицательно влиять на вашу производительность и рабочий настрой.
- Вы находитесь в постоянном стрессовом состоянии, от которого страдает ваше здоровье.
- Вы стали замечать за собой, что часто жалуетесь другим на свою работу.
- Вы все больше обращаете внимание на другие компании, которые, возможно, предлагают более привлекательные условия труда.
Что делать?
«Токсичные» формы поведения со временем становятся неконтролируемыми, лишая людей их достоинств и создавая у коллег чувство бессилия и ненависти к работе. Все это негативно сказывается на бизнесе. Специалисты предлагают несколько вещей, которые не позволят допустить «токсичной» обстановки на рабочем месте.
- Установить командные соглашения, чтобы остановить драму и негатив. Например, можно договориться: «Мы все согласны вести себя уважительно по отношению друг к другу». Такие соглашения работают, потому что они основаны на ответственности команды. Если «токсичный» коллега не хочет соблюдать их, другие могут воздействовать на него.
- Противостоять «ядовитым» коллегам или боссам, устанавливая границы, что позволит быстро и уверенно улучшить собственную позицию на работе.
- Эмоционально «покидать» свой офис: дома не думать о работе и выбирать занятия, которые помогают справиться с последствиями рабочей «токсичности».
- Напоминать себе о собственных заслугах и своих сильных сторонах. Это позволит вернуть уверенность в собственных силах и реально оценить сложившуюся ситуацию.
Помните, что вы не являетесь причиной неблагоприятного микроклимата в коллективе. Если пребывание на работе невыносимо, подумайте об уходе, но сделайте это изящно и профессионально. Ведь вы никогда не знаете, когда вам понадобится положительная рекомендация от бывшего начальника.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание