Неправильная формулировка вопросов не позволяет эффективно взаимодействовать с окружающими. Когда мы о чем-то спрашиваем, но уже предполагаем определенный ответ, то лишаем себя возможности чему-то научиться, узнать что-то новое, услышать иную точку зрения. Вот три вида вопросов, которые никогда не задают успешные люди и эффективные руководители.
Риторические вопросы
Задавать вопрос, предполагающий конкретный ответ, легко, когда вы уверены в своей правоте и просто хотите, чтобы окружающие это подтвердили.
Например:
- Ни у кого нет сомнений в том, что мы должны выполнить заказ?
- Как вы думаете, можно ли подождать еще, когда сроки поджимают?
- Кто-нибудь может придумать вескую причину, чтобы не наказывать Джо?
Каждый вопрос предполагает ответ: вы явно думаете, что должны выполнить заказ, поскольку времени у вас нет, а наказать Джо нужно обязательно. Кто-то может с вами согласиться, кто-то нет, но это не имеет значения. Ответ очевиден.
Мудрый руководитель не станет поступать подобным образом. Вместо этого он спросит:
- Как вы думаете, что мы должны сделать с этим заказом?
- Программирование еще не завершено. Что, по вашему мнению, мы должны предпринять?
- Как вы думаете, как лучше всего поступить в ситуации с Джо?
Каждый из этих вопросов является объективным и прямым и не предполагает точный ответ. Все эти вопросы оставляют место для различных вариантов и позволяют сотрудникам высказать свою точку зрения.
Вопросы с «и/или»
Допустим, у вас есть проблема и два пути решения. Вы говорите сотрудникам: «Как вы думаете, нам лучше согласиться сразу или подождать с ответом еще неделю?» Подобная формулировка предполагает только два варианта развития событий. То есть собеседнику достаточно просто «ткнуть пальцем в небо» и выбрать либо первое, либо второе утверждение. Как и в первой ситуации, вы все решили за других. Выбор у них, конечно, есть, но очень ограниченный. С таким подходом добиться успеха и поставленных целей невозможно, ведь вы лишаете окружающих возможности высказаться.
Вместо такой формулировки сначала объясните суть проблемы, а затем спросите: «Как вы думаете?», «Как бы вы поступили?», «Что нам лучше предпринять» и т.д.
Вопросы без уточнений
Мудрые лидеры не боятся показать, что чего-то не знают, а плохие притворяются, что им и так все известно. В итоге они отклоняют хорошие предложения, даже не разобравшись в них. Если вы хотите быть эффективным лидером, не бойтесь спрашивать разъяснений. Например, скажите: «Должен признаться, что я не совсем понимаю о чем вы говорите, но мне бы хотелось вникнуть в суть дела» или «Я впечатлен. Теперь представим, что я ничего не знаю о том, как это работает. Как бы вы могли мне это объяснить?»
Полезные советы
Чтобы эффективно контактировать с окружающими, воспользуйтесь простыми правилами, как нужно задавать вопросы:
- Не стесняйтесь подробно излагать проблему, но ограничьте свой вопрос одним предложением (например: "Как мы можем повысить производительность?","Как мы можем улучшить качество?","Что бы вы сделали на моем месте?" и т.д.).
- Предоставьте варианты ответа в своем вопросе, только если альтернативных не существует (что бывает редко).
- Сделайте ваши вопросы нейтральными, без намеков и подсказок.
- Говорите как можно меньше. Вопросы предназначены для того, чтобы узнать мнение другого человека. Так что вам остается только сидеть и слушать.
Никогда не знаешь, чему научишься, когда спросишь правильно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание