Рубрики

Упрямство и компромисс: у лучших бизнесменов всегда имеются строптивые сотрудники

Опытные и успешные предприниматели часто признаются в том, что работают с характерными сотрудниками, не стесняющимися высказывать свое мнение. Главная причина этого - честность, которую такие подчиненные проявляют в работе с коллегами, клиентами, а самое главное - с непосредственным руководством.

Менеджерские парадоксы

По мнению психологов и опытных предпринимателей, максимально эффективный бизнесмен должен обладать огромным влиянием, которое заставляет подчиненных немедленно подчиняться командам. Подчинение в данном случае носит автоматический характер, поскольку сотрудники верят в правоту своего непосредственного руководителя и уважают его.

При этом лидером совсем необязательно должен быть хороший человек. Многих известных сегодня предпринимателей сложно назвать дружелюбными и любезными. Это жесткие и напористые люди. На первый взгляд кажется, что такие лидеры предпочли бы работать с лояльными подхалимами, но на деле все обстоит по-другому.

В действительности предприятия демонстрируют наибольшую эффективность, когда их руководители нанимают сотрудников и партнеров, которые могут своевременно сказать “нет”, а также не стесняются высказывать мнение, касающееся рабочих процессов.

Критическое мышление и новые перспективы

Маргарет Хеффернан - известная писательница, побывавшая пять раз в роли генерального директора различных крупных предприятий, отмечала неоспоримые преимущества наличия критического мышления у сотрудников. По ее мнению, конфликт способствует прогрессу, а разногласия вынуждают руководителя отстаивать правильность собственных идей или же находить доводы для того, чтобы отказаться от их реализации и предлагать новые варианты решения возникающих рабочих вопросов.

Например, если вы составляете бюджет нового проекта, несогласный сотрудник может выразить обеспокоенность по поводу корректности его формирования, а также указать на неучтенные расходы. В худшем случае альтернативная точка зрения заставит вас провести дополнительные исследования, чтобы убедиться в правильности вашей идеи. В лучшем же такой сотрудник предупредит вас о критичной ошибке и поможет избежать финансовых и временных затрат.

Упорство и компромиссы

Большинство руководителей упрямы и имеют собственное видение относительно компании и продукта, и они не готовы менять его в кратчайшие сроки. В качестве примера здесь можно привести Стива Джобса, который требовал включать в продукты невозможные на первый взгляд функции, а также периодически ставил слишком сжатые сроки для выполнения ключевых задач. Те, кто не мог удовлетворить его требования, достаточно часто прощались с работой, поскольку Джобс быстро терял терпение.

Такое упрямство негативно повлияет на компанию, которая будет тратить время на погоню за неактуальными целями. Наличие несогласных сотрудников означает возможность конструктивного диалога. И если окажется, что начальник и подчиненный по-своему правы, они смогут прийти к компромиссу, который положительно повлияет на общую работу организации. Поэтому руководителю очень важно выстроить обратную связь, даже если это доставляет дискомфорт.

Доверие, честность и обиды

При нормальных взаимоотношениях в коллективе сотрудники могут быть не всегда согласны с вашим мнением. Вопрос, который требует более серьезного изучения, заключается в том, готовы ли они честно выражать свою позицию или же им проще обсуждать проблемы друг с другом. Несогласные с вашим решением сотрудники должны верить, что их мнение будет воспринято вами адекватно. Аналогично вы в качестве руководителя можете надеяться, что подчиненные не откажутся от своих слов и будут настроены на конструктивный диалог. Открытая атмосфера позволяет сотрудникам чувствовать себя комфортно и дает предпринимателям уверенность в том, что их команда честна и открыта по отношению к ним.

Впрочем, подобная открытость свойственна далеко не всем коллективам. Согласно соцопросам, только 58% женщин и 68% мужчин могут свободно выражать свое мнение, если оно не совпадает с позицией руководства, и не боятся преследования. Отсутствие данной возможности негативно влияет на обмен идеями в рабочей обстановке, а также вызывает конфликты и обиды.

Что делать руководителю?

Эффективный менеджер обязан построить в своей команде такую систему работы, при которой у каждого сотрудника будет возможность высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с позицией руководителя. При этом ваше лидерство и уважение по к вам коллектива не должны пострадать.

Намного проще сделать это с помощью наемных экспертов и людей, способных мыслить критически. Стоит помнить, что далеко не все несогласные мнения ценны. Постарайтесь создать такую команду, которая будет состоять из профессионалов, способных привести адекватные контраргументы для решения сложных вопросов.

Как работать с подчиненными?

Предоставьте своим сотрудникам возможность вести корректный диалог, в ходе которого они смогут выразить согласие или же несогласие в определенном вопросе. Только самые смелые будут выражать свое мнение открыто, но если вы начнете спрашивать каждого из них, то сотрудники почувствуют собственную значимость и начнут охотно высказываться на необходимую вам тему.

Минимизируйте негатив в диалоге, уважайте каждую точку зрения. Если руководитель будет давать негативную оценку мыслям сотрудника, последний задумается о том, стоит ли в следующий раз выражать собственное мнение. Не ругайте, не смущайте своих подчиненны. Исключение составляют только те точки зрения, которые являются контрпродуктивными и уводят вас в сторону от обсуждения главных вопросов.

Сам факт того, что сотрудники часто и конструктивно не соглашаются с вами, является признаком сильной организации, где каждый работник вовлечен в рабочий процесс и стремится сделать его максимально эффективным. Преимущества критического мышления, компромисс и доверие могут принести вам успех, если грамотно ими воспользоваться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание