Жан Страззери - мастер перчаточных дел,живущий во Франции. Он держит небольшой магазин перчаток в городе Гренобль. Пожилой француз давно мог бы уйти на пенсию, но переживает за свой бизнес и искусство изготовления перчаток в целом. Если он уйдет, то и ремесло пропадет.
История перчаточного ремесла
В средние века главным центром изготовления перчаток был город Гренобль. Он имел удачное расположение, а местные фермеры разводили коз, что позволило перчаточникам делать изделия для рук.
Согласно историческим данным в 1800-х годах мастер по имени Ксавье Жувен выстроил целую индустрию перчаточного ремесла. В Гренобле сейчас имеется памятник этому человеку.
Жувен обучился ремеслу у своего дяди Жана Батиста. Кожу резали вручную, что усложняло процесс изготовления. Размеры изделия часто не совпадали. В 1834 году Ксавье создал таблицу типов человеческих рук, на которую позже стали ориентироваться все мастера. Через несколько лет Жувен создал железный макет руки, позволяющий примерять готовое изделие.
Перчаточная промышленность стала стремительно развиваться. Благодаря своему изобретению Ксавье Жувен разбогател. Производство перчаток резко возросло, когда железный макет руки стал достижением общественности. С 1850 по 1910 года перчаточная промышленность стала ведущей деятельностью в Гренобле. Численность рабочих составляла 30 тысяч человек.
Дальнейшая судьба семьи Жувен
После смерти Ксавье (1844 год), управлять перчаточной индустрией стала его жена Джули. Как гласит история, перчатки Ксавье Жувена носили монаршие особы. К примеру, королева Елизавета Вторая выходила замуж в этом изделии.
Но в начале ХХ века бизнес стал ослабевать. Изменилась мода, приоритеты стали другими, люди начали искать иной способ согреть руки. В 1964 году завод семьи Жувен был закрыт.
С тех пор в городе действует музей, посвященный перчаточному ремеслу. Морис Рей Жувен (потомок Ксавье) постепенно возвращает в музей перчатки, которые когда-то создала семья. Совсем недавно он купил пару изделий в Америке за 80 долларов. Перчатки никто не носил, что очень обрадовало Мориса.
Редкая профессия
Когда Жану Страззери было 8 лет, его семья перебралась из Сицилии во Францию. Кроме Жана в семье было еще 9 детей. В 14 лет парень начал изучать искусство изготовления перчаток в компании Ganterie Lesdiguieres. Обучение длилось 3 года.
Семнадцатилетний парень сходил на бойню, купил там несколько козьих шкурок, выделал их, окрасил в разные цвета, сшил свои первые перчатки. Жан получил диплом об освоении профессии. В то время искусство изготовления перчаток понемногу угасало.
С тех пор прошло 52 года, а Жан Страззери так и работает перчаточником во французских Альпах. Всего во Франции проживает 7 человек с такой профессией, а Жан - единственный ремесленник, использующий мягкую ткань для создания перчаток.
Дело всей жизни
Свою мастерскую Жан Страззери называет святыней. Здесь он много лет колдует над кожей и тканями, делая их мягкими и легкими, то что нужно для будущих перчаток. Его мастерская единственная в Гренобле, а большая часть изделий сейчас изготавливается в Азии.
Страззери раньше и не стремился сохранить исчезающую профессию, ему просто понравилось ремесло и он ему обучился. Через полтора десятилетия Жан стал директором компании по производству перчаток. В 1990 году ремесленник купил Дом Барнье, основал собственный бизнес.
В 2000 году Страззери присвоили звание лучшего ремесленника во Франции. Это самая престижная награда для мастеров, которую присуждает Министерство труда Франции. А в 2010 году Жан получил высшую французскую награду за свои профессиональные достижения "Легион д'Онееру".
Сохранение традиций
Сейчас же Жан Страззери считает создание перчаток чем-то большим, чем профессия: этот вид искусства на грани исчезновения, его нужно сохранить любой ценой. Иногда Жан демонстрирует свою мастерскую всем желающим.
Несколько лет ремесленник безуспешно обивал пороги местных властей с просьбой открыть школу, где молодежь сможет обучиться мастерству изготовления перчаток. Страззери надеется, что его страсть к делу проникнет в сердца молодых людей.
Также мастер ведет переговоры с правительством об открытии музея и школы, где он сможет обучить любого человека делать изделия для рук.
"Я мечтаю увидеть, как молодые люди начнут овладевать этим мастерством. Но я реалист, прекрасно понимаю, что будущее уже не будет таким, как прошлое. Если я уйду на пенсию, то пропадет и ремесло, меня такая перспектива пугает", - говорит господин Страззери.
А пока вся семья Страззери продолжает трудиться над общим делом: жена Одиль создает упаковочные пакеты, дочь Джули стоит за прилавком в магазине, а молодой стажер сидит за швейной машинкой. Жан Страззери в свои 69 лет полон активности, он пока не собирается бросать дело всей своей жизни. На пенсию француз уйдет только после того, как найдется человек, готовый взять на себя ответственность за сохранение перчаточного ремесла.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание