Рубрики

Вкус, текстура и полезные микроэлементы: веганский стартап делает мед без пчел

MeliBio, стартап из Калифорнии, заявляет, что производит настоящий мед без пчел. Фирма появилась год назад как результат сотрудничества сербского предпринимателя Дарко Мандича и молекулярного биолога Аарона Шаллера.

Компания запатентовала способ изготовления, но он держится в тайне. Судя по патенту, используются технологии биосинтезирования и ферментации. С помощью этих методов сейчас создают витамины, ферменты и даже сывороточный белок.

Как производят настоящий мед без пчел

Генеральный директор стартапа не стал вдаваться в подробности и объяснил лишь общий принцип: в ходе биосинтеза применяется многоступенчатый процесс, который используют медоносные пчелы, чтобы превратить нектар в пищу. Жидкость, вырабатываемая цветущими растениями, проходит этапы расщепления, регургитации, ферментации и испарения, как в настоящем улье.

В итоге продукт MeliBio содержит все ключевые ингредиенты натурального пчелиного меда - сложную смесь сахаров с включением микроэлементов, ферментов и аминокислот. Сохраняется и питательная, и вкусовая ценность.

Мало того, что мы воссоздаем уникальный вкус и текстуру меда, так еще и сохраняем микронутриенты, которые и составляют его значимость и важность.

Можно ли назвать это медом?

Мандич и Шаллер обсуждают с юристами вопросы о правомерности использования на этикетке слова "мед". Серьезных проблем предприниматели не видят, утверждая, что все компоненты идентичны натуральным, содержащимся в сотах. Эти ингредиенты человек безопасно употребляет уже тысячи лет.

Наш первый продукт полностью растительный - из ингредиентов, которые общепризнанно безопасны. Мы не представляем на рынке ничего нового или незнакомого.

Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами США (FDA) дало такое определение меду в указаниях 2018 г.:

Густое сладкое сиропообразное вещество, которое пчелы производят из нектара или выделений живых частей растений, используют как пищу и хранят в сотах.

Генеральный директор стартапа с гордостью говорит, что их продукт - мед, но не пчелиный. На этикетке предприниматели планируют обязательно указать, как именно изготовлен продукт.

Тот факт, что продукты животного происхождения, произведенные без животных, уже появились на рынке, помогает проложить путь таким компаниям, как MeliBio. Например, молочные белки Perfect Day, изготовленные с использованием генетически модифицированных микробов, перечислены в заявлениях об ингредиентах как "неживотный сывороточный протеин".

Какие микробы делают мед медом

Основатели не раскрыли микроорганизмы, с которыми работают. Но в 2019 году группа студентов из Израильского технологического института Технион получила награду за работу над пчелиным медом с использованием бактерии Bacillus subtilis.​

"В настоящее время мы не имеем права раскрывать нашу запатентованную технологию, хотя "МелиБио" был осведомлен о проекте команды Техниона с использованием B. subtilis с тех пор, как его опубликовали. Мы благодарим их за эту впечатляющую работу", - сообщает Дарко Мандич, генеральный директор MeliBio.

Спонсор стартапа, Ник Талрея, утверждает, что мед "МелиБио" нельзя отличить от пчелиного. Его свойства позволят и пищевой, и косметической промышленности экономически выгодно ввести сложные сахара в новые продукты, которые будут пользоваться большим спросом. Потребители выбирают мед, а предоставить всем желающим экологически приемлемый пчелиный продукт невозможно.

Эндрю Д. Айв, другой спонсор фирмы, считает, что MeliBio может изменить не только рынок меда, но и всю категорию подсластителей и ухода за кожей. Новый экологически устойчивый метод создания настоящего меда без пчел привел к появлению первого веганского продукта.

Зачем делать мед без пчел?

Легче понять, зачем производить яйца и молоко без животных. Но логичные аргументы есть и в пользу промышленного создания биомеда, утверждают основатели компании.

Первый из них - экономика. Мировое потребление меда быстро растет, особенно в пищевой промышленности. Его все чаще используют как подсластитель в напитках и закусках. По прогнозам, в 2025 г. мировой рынок меда составит $14 млрд вместо $8 млрд в 2018 г.

При этом цена растет, а колоний медоносных пчел становится все меньше из-за изменения климата, патогенов, паразитов и вирусов. Поэтому экономически оправдано предложить рынку доступный продукт биотехнологий, который к тому же идентичен натуральному.

Второй аргумент компания описала подробно в докладе о пчелах: это вопросы устойчивости, биоразнообразия и этики. На планете 20 000 видов пчел, которые опыляют самые разные растения. Из них управляемых человеком медоносных популяций всего несколько - их как раз и разводят. Они опыляют только определенные растения.

В результате генофонд сузился, пчелы стали больше болеть и вымирать. Кроме того, медоносные особи стали вытеснять местных опылителей и заражать их новыми болезнями. Пестициды, потеря среды обитания и изменение климата также негативно сказываются на всех видах пчел.

Дарко Мандич указывает на этические проблемы промышленного производства меда. Зимой, когда пищи не хватает, пчелам нужен мед, чтобы выжить. Но часто пчеловодам выгоднее опустошить соты и уничтожить колонию. Это экономит время и усилия в холодное время.

Те немногие, кто решил оставить ульи, чаще заменяют мед сиропом из сахара. Но в такой пище нет иммуностимуляторов пиноцембрина и р-кумаровой кислоты, как в натуральном продукте. Поэтому пчелы чаще болеют и не выдерживают затяжной зимы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание