Рубрики

Все усилия на маркетинг и удержание уже имеющихся клиентов: 5 способов подготовить малый бизнес к неминуемому кризису

Ухудшение экономической обстановки в связи с коронавирусом непременно окажет негативное влияние на малый бизнес. Кризис способен погубить даже потенциально перспективные фирмы, если они не подготовятся к новым условиям выживания. Усилия должны быть направлены на поддержание эффективности и работоспособности бизнеса, в достижении чего помогут следующие 5 советов.

1. Ставка на маркетинг

Работа над маркетинговой стратегией в кризисных условиях может казаться излишней и даже убыточной, но это не так. Малый бизнес особенно нуждается в постоянных клиентах с регулярными продажами, которые и удерживают предприятие на плаву. В условиях конкуренции и снижения спроса именно маркетинг может дать ту необходимую подпитку, за счет которой можно будет пережить рецессию.

Причем не стоит рассматривать рекламную деятельность только как способ продвижения продукта. Это еще и способ взаимодействия с потенциальным клиентом, который тоже может переживать трудные времена. Если удастся правильно расставить акценты в обращении к аудитории, понимая ее текущие запросы и проблемы, то и отдача в реальных продажах будет впечатляющей.

Усиление маркетинговой деятельности имеет смысл и по той причине, что эффект при умелой реализации почти всегда себя окупает. С небольшим бюджетом, имея широкое представительство в социальных медиа, даже скромный предприниматель может добиться ощутимого укрепления позиций на рынке.

2. Планирование кредитования

Кризис обязательно будет сопряжен с финансовыми трудностями. Пока есть резервы, беспокоиться не о чем. Но изменение условий на рынке может привести к спаду и снижению доходной части, что в длительном периоде повлечет исчерпание финансовой подушки безопасности. Далее все будет зависеть только от времени, на которое хватит сбережений. И это с учетом того, что фирма по-прежнему будет требовать вложений в свое развитие.

Соответственно, сама разработка возможной кредитной линии оправдана даже для стабильного в финансовом отношении предприятия. В условиях кризиса обращение к сторонним источникам, очевидно, будет затруднено, поэтому некоторые позиции должны быть прощупаны задолго до наступления тяжелых времен.

3. Ревизия расходов

Почему так важно задуматься над возможностью кредитования фирмы еще до наступления кризиса? Именно по причине наличия расходов, которые в отличие от доходов с большей вероятностью сохранятся на прежнем уровне, а в худшем случае будут только увеличиваться.

Затягивая пояс, предприятие также закладывает риски снижения производительности, эффективности и качества труда. Например, сократить штат работников или урезать их зарплату – это значит понизить их мотивацию.

Тем не менее вполне могут быть пересмотрены неоправданные накладные расходы или просто нерабочие механизмы, от которых давно стоило отказаться именно ради экономии средств. Некоторые компании таким образом снижают расходы за счет перевода документооборота с ручного на электронное автоматизированное обслуживание, другие и штат переводят на сотрудничество в режиме фриланса, а третьи пересматривают действующие контракты с контрагентами и партнерами. Возможно, в текущих сделках есть затратные пункты договоренностей, актуальность которых давно прошла?

4. Удержание имеющихся клиентов

Маркетинг даст свои плоды в деле наращивания целевой аудитории, но в отдельном порядке должна быть налажена и работа с существующими клиентами. Среди них наверняка есть те, которые формируют костяк преданной аудитории. Они даже в условиях кризиса и возможного ограничения определенных предложений сохранят лояльное отношение к фирме. Работа над выявлением этой группы клиентов должна продолжаться всегда, но в кризисной обстановке взаимодействие с ней проводится в особом режиме.

Должна быть организована подготовка поощряющих программ с акциями и щедрыми предложениями. Вознаграждение за лояльность должно не просто соответствовать, а превосходить ожидания клиента. Отдельное внимание уделяется персональному маркетингу с генерацией индивидуальных предложений. Этот подход непременно позволит удержать костяк целевой аудитории в условиях кризиса и не даст фирме опуститься ниже критического уровня продаж.

5. Расчет на перспективу

Текущая ситуация обострения привлекает к себе все внимание и ресурсы. Не считаться с новыми факторами влияния на бизнес просто невозможно, но не нужно впадать в крайность. Кризисная обстановка заставляет принимать массу коротких оперативных решений, но даже в таких условиях предприниматель не должен забывать о расчете на будущее. Успешный бизнес не живет сегодняшним днем, а постоянно впитывает ресурсы для дальнейшего роста и развития. Эти возможности прогресса должны сохраняться даже в тяжелых экономических условиях, иначе после кризиса фирма не выживет уже по причинам истощения всякого потенциала.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание