Рубрики

Вы излишне скромны? А может, у вас синдром самозванца? Как побороть состояние, мешающее подниматься по карьерной лестнице, советуют психологи

Синдромом самозванца называется состояние, когда человек считает себя недостойным похвалы и повышения в карьере. Заниженная самооценка заставляет его постоянно думать, что он не достаточно компетентен или не обладает необходимыми навыками для своей работы. Чтобы чувствовать себя уверенно и получать достойные своим знаниям и умениям вознаграждения, нужно обратить внимание на следующие аспекты.

Узнайте свой синдром самозванца

Феномен состояния, которое называется синдромом самозванца, впервые открыл автор книги «Секретные мысли успешных женщин» Валери Янг. Он утверждает, что это ощущение знакомо огромному количеству прекрасных специалистов, в числе которых даже находятся ученые. Человеку свойственно сомневаться в своих способностях. И особенно если он является обладателя высокого уровня интеллекта. Иногда даже невозможно оценить степень своего вклада, поскольку кажется, что достижения произошли в результате везения.

Попробуйте определить, есть ли у вас этот синдром. Он может относиться не только к профессиональной деятельности, но и к другим сферам жизни (например, среди родителей и детей, коллег и друзей). Казалось ли вам, что вы недостойны той зарплаты или должности, которую занимаете? Чувствовали ли вы себя неуютно, когда кто-то вас за что-то благодарил? Если ответ положительный — значит, он у вас присутствует, а это может быть опасно. Прислушайтесь к советам Янга, и вы почувствуете значительное облегчение.

Поделитесь своими мыслями

Наверняка у вас есть друзья или коллеги, которым вы доверяете. Поговорите с ними откровенно и признайтесь, что иногда испытываете неловкость подобного рода. Вы не беретесь за важные задачи, поскольку боитесь сделать что-то не так. Или никогда не отстаиваете свои права думая, что большего не заслуживаете. Во-первых, озвучив эти фразы (выберете то, что относится именно к вам), вы сразу почувствуете облегчение. Вам станет понятно, что на самом деле все не так, и никаким самозванцем вы не являетесь. Если бы это было так, вы бы давно потеряли эту работу (семью, друзей и т. д.). Во-вторых, ваш коллега может также признаться, что он бывал в такой ситуации или она его не отпускает до сих пор.

Примите ошибки и попросите обратную связь

Данный совет вам поможет в случае, если вы допустили какую-либо оплошность или считаете, что ее допустили. Подумайте над тем, что каждый человек имеет право на ошибку, но никто не должен от этого терять свою самооценку и чувствовать себя неудачником. Постарайтесь взять себя в руки и обратиться к начальнику (коллеге, другу) с вопросом, что было не так. Если вы все сделаете тактично и корректно, любой человек объяснит вам промахи или успокоит, что все нормально. Такая обратная связь поможет вам объективно взглянуть на ситуацию со стороны и принять все свои ошибки и достижения. Только не делайте это постоянно, услышав реплику, принимайте меры (совершенствуйтесь), иначе вас могут принять за нытика, который ходит и требует к себе признания.

Объективно оценивайте своих критиков

Если вам сделали замечание или повели себя не очень тактично (босс или коллега), принимайте это спокойно. К таким вещам нужно подходить по-философски. Если критика была конструктивной — делайте выводы и принимайте меры. Если это был простой выпад раздраженного человека — значит, на это есть у вашего критика причина, и она не обязательно касается вас. Возможно, у босса плохое настроение или он сам чувствует себя в коллективе самозванцем, а сейчас решил «отыграться» на вас (именно вы попали под горячую руку). Постарайтесь снисходительно отнестись к данному человеку, так же по-доброму относитесь и к себе. В этом вам поможет положительный настрой.

Не бойтесь сказать «Я не знаю»

Если вы являетесь обладателем синдрома самозванца, у вас наверняка возникнет паника, если вы не знаете ответа на вопрос. Вы ведь стараетесь изо всех сил, но результата не видите. А здесь окружающие могут подумать, что вообще лишены компетентности. Не стоит нервничать, нужно успокоиться и сказать три заветных слова: «Я не знаю», а затем сразу добавить: «Но я обязательно научусь» или «Но я узнаю». Эта рекомендация подходит представителям младшего уровня. Но если вы на руководящей должности, вам стоит сказать: «Это прекрасный вопрос, а я не знал. А что думают другие по этому поводу». Такие фразы будут естественными и понятными для других людей, поскольку все понимают, что один человек не может знать все на свете. А тот, кто не боится в этом признаться, и есть самый умный и воспитанный.

Следите за словами

Отвыкайте от фраз, которые лишают вас уверенности. Это касается: «Это, вероятно, глупый вопрос», «Вы, наверное, уже думали об этом», «Я чувствую» и т. д. В ваших словах не должно быть сомнений и предположений, вы должны всегда в запасе иметь несколько аргументов своей правоты. Не торопитесь разговаривать и отвечать на заданные вопросы, делайте паузы в словах. Это даст вам возможность продумать фразу от начала и до конца. А когда закончите повествование — замолкайте. Не стоит добавлять такие бесполезные в данном случае слова, как «Да-а-а», «Та-а-к» и пр. Это придает вам неуверенности, вы выглядите несколько растерянным, боящимся реакции своего визави.

Разговор должен быть лаконичным и конструктивным, особенно если это касается общения на профессиональном уровне. А если вы разговариваете с друзьями или родственниками, также держите себя достойно. Ведь даже близким людям приятно иметь дело с человеком, который уважает себя и окружающих. А тем более, если ему не за что извиняться. Ведите себя уверенно, и вы заметите, как все постепенно изменится в лучшую сторону.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание