Торговля возникла с появлением купцов еще в девятом веке, когда товары исключительно обменивались на товары. В девятнадцатом веке непосредственно появилась профессия продавца. В это время в стране появились помещения для продажи, которые напоминают сегодняшние торговые центры. Вот как сегодня выглядит эта работа, и сколько платят за услуги.

Суть профессии
Сегодня в функции продавца входит ряд услуг, которые он должен предоставить покупателям. Речь идет о консультациях по ассортименту, выкладке товаров на прилавок, сортировке, проверке сроков годности, определении цен, непосредственно самой продаже. Продавец должен уметь обращаться с кассовым аппаратом, торговыми весами, компьютером, всевозможными приспособлениями для разделки и упаковки, холодильным оборудованием. Основной обязанностью работника торговли является общение с покупателями и грамотное, тактичное и вежливое обслуживание.

Специализации
Есть несколько специализаций продавцов. Речь идет о продавце продовольственных товаров (продуктов), непродовольственных товаров (одежда, обувь, техника, стройматериалы и пр.). Есть специальность кассира, который отвечает исключительно за работу с кассовым аппаратом (проводит операции по расчету наличными деньгами и картой, выдает чеки, ведет документацию).

Контролер-кассир не только работает на кассе, но и пополняет ассортимент в торговом зале, отслеживает уровень покупательского спроса, а также составляет товарные отчеты. Продавец-консультант должен хорошо знать ассортимент товара для того, чтобы дать квалифицированный ответ на любой вопрос покупателя относительно определенной группы товара (за которую он непосредственно отвечает).

Преимущества профессии
Одним из самых главных плюсов в работе продавца можно назвать общение с людьми. Если человек общительный и коммуникабельный, у него есть прекрасная возможность контактировать с множеством людей, каждый из которых обладает особенностями своего характера. Поэтому наряду с общением продавец учится быть настоящим психологом, что также является преимуществом. Плюс также в том, что эта профессия является востребованной, то есть, легко можно найти вакансию.

Благодаря высокому спросу на рынке труда на работу берут людей, не имеющих специального образования. Это также можно назвать положительным фактором для тех, кто предпочитает не тратить время на учебу, а непосредственно приступать к зарабатыванию денег. Возможен карьерный рост, однако, именно здесь необходимое образование. Профессия также учит обретению навыков предпринимательства, что может помочь при развитии собственного бизнеса.

Недостатки
Как и все профессии, работа продавца имеет свои темные стороны. В первую очередь речь идет о том же общении с покупателями, у которых бывают разные характеры, и люди не всегда бывают доброжелательными (от этого – споры и жалобы). Продавцу приходится работать долгие смены, иногда совмещать несколько специализаций.

Работа не из легких, поскольку приходится много стоять на ногах, сидеть и даже заниматься погрузкой и разгрузкой. Немаловажным отрицательным фактором является материальная ответственность. Чаще всего именно торговому работнику приходится оплачивать недостачи из собственного кармана.

Зарплата
Средняя зарплата продавца в России составляет 40 926 рублей. Самой высокой она является в Южно-Сахалинске (более 61 тысячи), на втором месте Норильск (более 60 тысяч), затем Москва (56 361), Якутск (55 078). Замыкает список официальных данных Орск – 28 296 рублей. Стоит сказать о том, что зарплата зависит не только от локации, принимается во внимание опыт работы, продолжительность смены, частота смен и прочие факторы.

Обучение и перспективы
В нашей стране есть много ВУЗов, которые предоставляют подобного рода услуги по обучению. Можно также поучиться в техникуме или колледже, чтобы получить профильное образование (среднее специальное). Нет желания тратить годы на обучение? Есть достаточно курсов или можно пройти стажировку непосредственно на месте работы. Востребованность продавца всегда будет актуальной, по крайней мере ближайшие десятилетия. Речь идет не только о стационарных точках, но и об онлайн-магазинах, в которых также нужны специалисты, умеющие профессионально проконсультировать покупателей.