Претензия по договору поставки – способ решения конфликта между участниками соглашения. Он применяется всеми сторонами без исключения при наличии оснований. Каким образом она составляется? Какие цели преследуются при использовании претензионного порядка? Каковы последствия допущенных упущений?
Цель претензии
Цель претензии по договору поставки – закрепить и оформить факт нарушения условий соглашения другой стороной. Вдобавок, не имея на руках доказательств отправки второй стороне претензии, истец не сможет обратиться в суд.
В договорных отношениях соблюдение претензионного порядка – непременное условие перед обращением в суд. В противном случае заявление вернут. Это положение одинаково и для гражданского, и для арбитражного процесса.
Особенности регулирования
Каким образом составлять претензию по договору поставки – решать отправителю. Но следует учитывать некоторые нюансы:
- неточность формулировок затруднит расчет сроков, истечение которых дает право на подачу иска (по общему правилу должно пройти не менее 30 дней после отправки претензии перед подачей иска);
- суд рассматривает требования, ранее заявленные в претензии. Если они в документе не были представлены, то иск в этой части остается без рассмотрения.
В значительной мере претензия по договору поставки – это прообраз будущего иска. Относиться к нему как к простой формальности по причине малой вероятности положительного ответа второй стороны не стоит.
В договоре поставки сторонами являются предприниматели, участие гражданина-потребителя не предусматривается.
Основания обращения
Договор поставки состоит из ряда пунктов, все они обязательны для исполнения сторонами. Уклонение от условий или их недобросовестное исполнение является нарушением. Степень существенности не имеет значения. Она необходима при стремлении потенциального истца обратиться в суд с просьбой расторгнуть соглашение.
Предъявляя претензии, сторона вправе сослаться на нормы закона и руководствоваться при ее составлении лишь текстом соглашения. Закон не может описать все возможные нарушения, а только устанавливает для сторон ориентиры действия.
Всякого рода формулировки в договоре об отказе от права на претензию или судебную защиту в том или ином случае не имеют силы и являются недействительными.
Перечень требований
Что может служить причиной претензии по договору поставки? Нарушение срока поставки или иное действие или бездействие.
В тексте сторона вправе сослаться как на одно, так и на несколько имеющих для нее значение нарушений. Необязательно по каждому из них составлять отдельный документ, достаточно все вместить в один.
Структура претензии
Структура примерная, ее можно при желании дополнить или исправить на свое усмотрение:
- сведения о получателе (полное наименование фирмы или Ф. И. О. человека, адрес проживания или место нахождения, номера регистрации в реестрах);
- сведения об отправителе (полное наименование фирмы или Ф. И. О. человека, адрес места проживания, номера регистрации в реестрах);
- название документа – обязательно сделать отметку, что это претензия;
- дата и номер договора, условия которого стали поводом обращения;
- указание пунктов, которые нарушены, по мнению автора;
- доказательства, обосновывающие позицию отправителя;
- сроки рассмотрения претензии и получения ответа на нее (не указываются, если прописаны в соглашении сторон);
- перечень приложенных документов;
- подпись и дата направления.
Ниже рассмотрим особенности формулирования некоторых требований.
Срывы поставок
В этом случае в документе прописываются даты и периоды, в которые планировались поставки, и время допущенной просрочки исполнения. Исходя из этого производится расчет штрафных санкций. Если просрочки имели место не единственный раз, расчет делается по каждому случаю, затем отмечается размер общей задолженности.
Качество товара
Под качеством подразумеваются соответствия требованиям технических регламентов и иных нормативных документов или заказчика. Например, покупатель просит предоставить товары определенного назначения. Условия считаются выполненными, если товар пригоден для оговоренного использования. Иные характеристики могут не иметь значения. Стороны вправе договориться о поставках товара более высокого качества.
В образце претензии по договору поставки на некачественный товар делаются ссылки на условия соглашения и на технические документы. Приобщаются копии фотографий, экспертиз или иные документы.
Если виноват покупатель
Изучая образцы претензии к покупателю по договору поставки, отметим, что они построены на нарушении сроков оплаты товара.
Оплата в договоре поставки производится или единым платежом, или отдельным за каждую партию товара. Второй вариант действует при договоренностях о ряде поставок на протяжении какого-то периода времени.
Претензия на оплату задолженности по договору поставки формулируется также или по каждому случаю, или по всем сразу, в зависимости от того, какие нарушения и в каком объеме имели место.
В заключение
Поводом для обращения с претензией является нарушение условий соглашения. Существенное оно или нет, значения не имеет. Документ посвящается одному требованию или нескольким одновременно. Вариант формулирования выбирается отправителем. Если имеют место цифры, то в текст обязательно включаются расчеты, их обосновывающие.
Претензия отправляется обязательно до направления в суд иска. Если требование не представлено в претензии, оно при предъявлении иска остается без рассмотрения.