Рубрики
...

Уполномоченный экономический оператор: понятие, права и обязанности

Человеческое общество постоянно развивается, совершенствуется, усложняется. Перед нами постоянно появляются все новые вызовы, на которые приходится искать ответы и решения. Не является исключением из этого правила и хозяйственный сектор.

Как возникла текущая ситуация?

Если допустить в сферу таможенного дела профессионалов, которые хотя и не имеют прямого отношения к перемещению товаров через границу, но при этом хорошо знают все аспекты этого дела и профессионально выполняют существующие требования, то это позволяет значительно ускорить улаживание формальностей и свести к минимуму расходы для участников деятельности внешнеэкономической направленности. Такой подход позволяет существенно снизить риск установленных законодательством предписаний и, соответственно, привлечения сотрудников к ответственности. Статус уполномоченного экономического оператора был введен при создании Таможенного союза в 2013 году. Что он собой представляет?

Какой смысл заключен в понятии уполномоченного экономического оператора? Это обозначение используется для определения категории лиц, которые пользуются доверием со стороны таможенных органов. И за это им предоставлена возможность использовать упрощенные процедуры. Следует отметить, что подобный льготный режим существовал и до 2013 года. Но когда был введен институт уполномоченного экономического оператора, то в качестве основы использовалось международное право. И эта наработка реализовывалась для того, чтобы способствовать развитию полноценной системы взаимодействия между таможенной службой и участниками внешнеэкономической деятельности, что проявляется в ослаблении административного давления, ускорении и упрощении процедур прохождения контроля.

Общая информация

уполномоченный экономический оператор

На получение желаемого статуса уполномоченного экономического оператора может претендовать юридическое лицо, которое было зарегистрировано согласно законодательству РФ и осуществляет ввоз/вывоз товаров в/из РФ. Для этого оно должно быть внесено в соответствующий реестр. Пребывание в нем предоставляет целый спектр различных преимуществ. Например – статус «уполномоченный грузополучатель», который позволяет выдавать доверенность компании на получение перевозимых объектов. Но самое большое – это минимизация финансовых и временных затрат. На данный момент все эти вопросы регулирует федеральный закон № 311 от 21.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ». В нем содержится перечень требований, которым должно соответствовать юридическое лицо, желающее попасть в реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России. Кроме этого, необходимо соблюдать общие условия, а также не идти в разрез с другой документацией, обеспечивающей нормативно-правовое регулирование. Если предъявленные требования выполнены, то для юридического лица нет преград для включения его в реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России, чтобы затем использовать специальные упрощения.

Требования и условия для получения статуса

получение статуса уполномоченного экономического оператора

Наибольшую роль здесь играет Таможенный кодекс. Согласно ТК, уполномоченный экономический оператор должен быть оформлен согласно законодательству государства, в котором он действует (Беларуси, Казахстана, России). Этот вопрос регулирует ст. 38. Здесь следует выделить несколько немаловажных моментов:

  1. Статус уполномоченного экономического оператора может получить только юридическое лицо, которое есть в реестре одного государства. Это требование находится в статье № 85 закона о таможенном регулировании. Можно подметить, что акты таможенного союза не предусматривают признания этого института. Что, конечно, ведет к созданию дополнительных бюрократических заноз. Например, можно создать дочернее предприятие и получить для него необходимый статус.
  2. Цель ввоза продукции (материалов, сырья) должна пересекаться с их применением в производственной и/или другой предпринимательской деятельности.

Если смотреть с технической стороны дела, то требования к уполномоченному экономическому оператору заключаются во внесении в реестр и получении свидетельства. Для этого необходимо подать ряд документов, что подтверждают соответствие выдвигаемым условиям и наличие всего необходимого. Точный их перечень находится в статье 90 закона о таможенной деятельности. Но не лишним будет дать краткую выжимку:

  1. Обеспечение. Данный момент регулируется первым пунктом статьи 39 ТК. В качестве общего правила установлена сумма, эквивалентная одному миллиону евро. Но лица, что осуществляют производство товаров и их экспорт, не платящие вывозные таможенные пошлины, обязаны предоставлять обеспечение в эквиваленте 150 тысяч. По выбору плательщика это можно сделать денежными средствами, поручительством, залогом имущества и банковской гарантией.

Другие условия

К таковым относятся:

  1. Отсутствие правонарушений. Организация должна подтвердить, что нет фактов неоднократного (то есть, два и больше раз) привлечения лица к административной ответственности в течении 1-го года до дня совершения обращения в таможню при условии, что сумма штрафов составила полмиллиона рублей и более.
  2. Отсутствие судимости за преступления. Для получения статуса уполномоченного экономического оператора руководитель юридического лица, а также сотрудники, занимающиеся таможенными операциями, не должны иметь грешков в сфере хозяйственной деятельности.
  3. Продолжительность осуществления внешнеторговой деятельности. В этом случае минимальный срок – не менее года. Предоставленные данные должны подтверждаться копиями используемых таможенных документов.
  4. Отсутствие задолженности. При обращении с просьбой о предоставлении статуса, необходимо позаботиться о том, чтобы не было на счету неисполненных обязанностей по уплате таможенных платежей, налогов, процентов и пеней.
  5. Наличие системы учета. Она необходима для того, чтобы сопоставлять сведения, полученные таможенными органами с теми, что есть у других государств. Отчетность можно предоставлять в электронном виде (с предоставлением данных на бумажном носителе или ЭЦП). В случае, если данные будут не предоставлены (или поданы не своевременно), то за это налагается ответственность. Исключения делают только для тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения.
  6. Наличие помещений, в которых осуществляется хранение товаров. При необходимости уполномоченный экономический оператор должен обеспечить в хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде или собственности зданий - складов, открытых площадок и иных мест, в которых временно можно сберегать иностранные товары. Допустимым является хранение товаров, что находятся под таможенным контролем и иных при условии их раздельного размещения.

Вот такие условия включения в реестр. Уполномоченный экономический оператор должен соответствовать всем выдвигаемым требованиям. Это, конечно, не просто, но при должном обороте с лихвой окупается. Если дать причины сомневаться в честности, то следует ждать проверки уполномоченного экономического оператора с возможным отзывом лицензии.

Какие преимущества дает статус?

уполномоченный экономический оператор условия включения в реестр

Сама суть создания этого института заключалась в том, чтобы создать определенную категорию лиц, которые пользуются доверием таможенных органов и могут рассчитывать на определенные послабления при ведении деятельности. В первую очередь следует упомянуть о возможности хранения и осуществления таможенного оформления груза на площадях оператора. То есть, иностранные товары можно отпускать и использовать еще до того, как для них подана декларация. Такой подход позволяет не терять время из-за задержек на границе, что увеличивает устойчивость и успешность деятельности предприятия.

Также отсутствуют ограничения для отдельных категорий груза по местам их декларирования. Включение в реестр уполномоченных экономических операторов позволяет использовать по-другому и ряд обычных инструментов. Одним из наиболее показательных примеров можно считать предварительное декларирование. Например, подача неполной информации. К тому же, таможенные органы при предварительном декларировании могут уведомлять о желании провести осмотр. Возможность выпуска груза до подачи документации с уплатой всех необходимых платежей, по сути, означает получение беспроцентной отсрочки на период до 40 дней. Также оператору доступны бюрократические упрощения. Например, можно указывать только 1 классификационный код ТН ВЭД для груза, что пересекает границу в разобранном или не собранном виде (например – некомплект или незавершенный, или транспортируемый несколькими партиями). Привилегии уполномоченного экономического оператора только этим не ограничены. Так, дополнительно доступна возможность установления между ним и таможенным органом соглашения, которое определяет порядок взаимодействия, передачи пломб, регламент информационного обмена и иные вопросы.

Как же выглядит процесс включения в реестр?

уполномоченный экономический оператор тк

Итак, этот статус весьма привлекателен. И для тех, кто ведет активную внешнеэкономическую деятельность, его получение является довольно важным. Как выглядит процесс получения этого статуса? Что необходимо сделать, чтобы стать уполномоченным экономическим оператором? Условия включения в реестр поверхностно были рассмотрены ранее, сейчас же им будет уделено большее внимание.

Итак, первоначально интерес представляет административный регламент по ведению реестра № 1877, утвержденный 14 сентября 2001 года приказом Федеральной таможенной службы. В нем определена последовательность действий, порядок и сроки рассмотрения заявлений, поступающих от юридических лиц. В нем есть информация не только о включении в реестр, но и об изменении данных, а также исключении компаний. Что же необходимо в первом случае? Для включения юрлица в реестр проводится проверка необходимой документации и предусмотренных регламентом сведений.

Кроме этого, следует осуществить еще и выездную таможенную ревизию в месте нахождения организации-заявителя. В случаях, если вся необходимая документация предоставлена в полном объеме, соответствует выдвигаемым требованиям, и заявитель создал все нужные условия, то согласно пункту № 7 регламента срок не должен превышать девяносто дней с момента начала рассмотрения вопроса о предоставлении статуса.

Но здесь не все так просто. Здесь необходимо учитывать один важный момент: таможенная служба должна направить запросы к министерству внутренних дел и налоговой об отсутствии правонарушений. А это увеличивает срок рассмотрения заявления еще примерно на один месяц. И это при условии, что нет никаких претензий! Но, если возникает необходимость запросить недостающую документацию (или дополнительные бумаги у государственных органов/третьих лиц), то максимальный срок может вырасти до семи месяцев (это без того времени, что тратиться на почтовую доставку).

Возникновение проблем

При встрече с бюрократией не очень часто удается пройти все с первой попытки. Поэтому, не лишним будет рассмотреть самые распространенные проблемы и то, как их следует устранять. Итак, допустим, что юрлицо не находится за формальным адресом месторасположения. Или, как альтернатива, при выездной проверке было установлено, что не выполнено одно (несколько) выдвинутых условий для присвоения статуса. В случаях, если заявитель может исправить возникшие проблемы, то орган таможни уведомляет о выявленных ним неудовлетворительных фактах, с которыми следует разобраться. На это предоставляется тридцать дней. Если по истечению этого срока проблемы не устранены (и не проинформирован таможенный орган об этом), то составляется акт, в котором указывается, что юридическое лицо не соответствует выдвигаемым условиям. И оно же не может претендовать на то, чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора. В таких случаях таможенный орган останавливается на решении об отказе. Оно доводится до сведения руководителя организации (или ее представителя, занимающегося вопросами взаимодействия) не позднее чем через 14 рабочих дней.

А если все хорошо?

проверки уполномоченного экономического оператора

Наличие всех требуемых документов, получение нужных сведений и соблюдение установленных условий является основанием для принятия решения о включении юрлица-заявителя в реестр и выдачи свидетельства.

Для этого необходимо издание приказа о совершении этих действий со стороны федеральной таможенной службы. Подписывается он руководителем ФТС (или замещающим его лицом) и заверяется печатью. Созданный приказ начинает действовать со дня его подписания. Но свидетельство вступает в силу только через десять дней после его выдачи. Срок не ограничен. Следует учитывать, что свидетельство нельзя передавать другому лицу. С момента его вступления в силу, организация получает статус уполномоченного экономического оператора. Все это заносится в реестр федеральной таможенной службы.

Следует отметить, что обновление данных в нем может немного затянуться. Ведь на внесение изменений в реестр выделяется срок до трех месяцев, что нужно для обновления официальных изданий и сайта с наименованием организаций, получивших статус. Поэтому, могут возникнуть определенные задержки в самом начале деятельности уполномоченного экономического оператора. Чтобы избежать этого, не лишним будет снабдить груз копиями свидетельства (или оригиналом, если перевозится не часто или что-то очень ценное). То есть, необходимо лично отслеживать ситуацию того, успела ли бюрократическая машина сделать все необходимые телодвижения. Справедливости ради следует отметить, что с этим к максимальному сроку не тянут и изменения вносятся довольно оперативно.

Какой промежуточный вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Институт уполномоченного экономического оператора создавался в таможенном союзе для облегчения взаимодействия между рядом стран (Беларусь, Россия, Казахстан) на поприще хозяйственного сектора. Дополнительно к нему присоединились (или выявили подобное желание) еще ряд стран (из бывшего Советского Союза). Юридические лица, которые хотят получить соответствующий статус, должны отвечать установленному перечню общих требований, а также дополнительных моментов для каждого отдельного государства.

Приобретение такой позиции с лихвой окупается получаемыми упрощениями таможенных процедур и рядом послаблений. Но при этом необходимо отметить, что процедура получения данного статуса предполагает проведение серьезной подготовительной работы и требует внимания, скрупулезности и финансовых затрат. К тому же, как показала практика, срок включения в реестр в реальности может растягиваться до девяти месяцев (и это без учета сбора и подготовки необходимого пакета документов). А теперь давайте рассмотрим отдельные специфические моменты.

О сертификатах

включение в реестр уполномоченных экономических операторов

Всего существует три типа свидетельств:

  1. Первый тип. Он подходит для тех, кто заинтересован в выпуске продукции до подачи таможенной декларации, не имеет собственных площадей для хранения, не предоставления обеспечения уплаты платежей во время транзита и при осуществлении дополнительной проверки. В данном случае уполномоченный экономический оператор получает право на приоритетное участие в пилотных экспериментах и проверках, что проводятся соответствующими государственными органами и проведение операций в первоочередном порядке. Кроме этого, предусмотрены следующие упрощения: осуществление грузовых операций с товарами/замена транспортного средства международной перевозки без разрешения таможенного органа и не установление маршрутов перевозки товаров.
  2. Второй тип. Этот вариант подходит для тех, кто желает снизить издержки, связанные с идентификацией и хранением товаров. Достигается это благодаря тому, что все операции проводятся на собственных площадках оператора. Среди специальных упрощений, в первую очередь, необходимо упомянуть о временном хранении собственных товаров и грузов других субъектов (в случаях, если это предусмотрено законодательством). Можно доставлять их и совершать операции, связанные с декларированием и выпуском.
  3. Третий тип. Объединяет в себе два рассмотренных ранее пункта.

Изменения

Несмотря на то, что рассматриваемый институт был создан каких-то пять лет назад, он уже раз был существенно подкорректирован. Произошло это в 2017 году. Тогда были внесены существенные корректировки в деятельность юридических лиц со статусом уполномоченного экономического оператора. На данный момент такой привилегией пользуется порядка 200 компаний. Так что изменения производились не на пустом месте, а с учетом замечаний и пожеланий. Ведь сам этот статус создавался именно для того, чтобы облегчить внешнеэкономическую работу компаний. Поэтому, без учета их замечаний и пожеланий эффективная работа института не предоставляется возможной. Но не следует забывать, что речь идет не только о правах, но и обязанностях. Только меняясь и достигая компромиссов, можно выстроить взаимовыгодную систему, выгодную и государству, и рядовым гражданам. Вряд ли изменения 2017 года – это последнее, что ждет институт уполномоченных экономических операторов. По мере популяризации этого инструмента и более широкой деятельности возникнет все больше дельных предложений, позволяющих превратить его в настоящий ограненный алмаз.

Заключение

статус уполномоченного экономического оператора

Вот и рассмотрено, что собой представляет институт уполномоченных экономических операторов. Следует отметить, что пока он не приобрел широкого распространения и ним пользуется только около двух сотен компаний. Но, есть все причины ожидать, что в будущем ситуация станет значительно лучше. Отдельно еще раз хочется напомнить, что когда речь идет о таких компромиссах, то предусматривается не только предоставление прав, но и взятие на себя определенных обязанностей.

Государство заинтересовано в том, чтобы получать больше денежных средств. И одновременно – в облегчении ведения бизнеса. Поскольку эти цели предполагают противоречивые подходы, то приходится искать компромисс. Но и всем подряд давать послабления – это не вариант. Увы, что уж и говорить, но если использовать такой подход – сложно представить, сколько злоупотреблений появится тогда на этом поприще. Ведь даже в существующей ситуации можно отметить большое количество злоупотреблений: регулярно в средствах массовой информации можно прочитать о поимке контрабанды и других подобных вещах. Так что, если подобным личностям дать спуск, то они могут быстренько завалить страну низкокачественными и опасными товарами.